Мраморный дворец

ул. Миллионная, 5/1

Дата постройки: 1768—1785 годы

Автор проекта: архитектор А. Ринальди, П. Е. Егоров

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения (7810578000)


В здании размещается: филиал Русского музея

Фотографии
При Петре I здесь располагался Почтовый двор с пристанью, который сгорел в 1737 году. В 1768 году на этом месте, по велению Екатерины II, архитектор Антонио Ринальди приступил к строительству дворца предназначавшегося в качестве подарка фавориту императрицы Г. Орлову. Дворец был закончен в 1785 году и стал первым зданием в городе, фасады которого были облицованы естественным камнем. Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В 1796 году дворец был пожалован Екатериной великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. С 1992 года во дворце размещается филиал Русского музея.
Описание
При Петре I на этом месте располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью. В 1716 году именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли. Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона в 1717 году из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру. В 1737 году и Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника сгорели. Место расчистили, а участок назвали «Верхней набережной площадью», она стал продолжением Марсова поля. В 1768 году по велению Екатерины II на этом месте приступили к строительству дворца предназначавшегося в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Дворец закончили в 1785 году, он был возведён по проекту архитектора Антонио Ринальди. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, который внезапно умер здесь в 1798 году. В 19 и начале 20 века дворец был родовым домом великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей. После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу. Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и отделывал по своему проекту архитектор Александр Брюллов. В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт Великий князь Константин Константинович (К. Р.). После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь императорской крови Иоанн Константинович, сброшенный большевиками в шахту в Алапаевске в 1918 году. Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал в эмиграции воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце». После революции и национализации, в 1919—36 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры, а после ее ликвидации — филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н. Е. Лансере и Д. А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа. С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль Остин-Путиловец (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917 года. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент в 1997 году установили памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, который стоял в своё время на современной площади Восстания. С 1992 года Мраморный дворец находится в ведении Русского музея. В его залах размещается постоянная экспозиция «Иностранные художники в России 18 — первой половины 19 века», регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. Дворец также используется для проведения различных конгрессов. Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Архитектор А. Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный тивдийский камень, но от времени он потускнел. Аттик главного входа украшен скульптурами Ф. И. Шубина. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем, построенным архитектором П. Е. Егоровым в 1780—1787 гг. Флигель перестраивался архитектором А. П. Брюлловым в 1844—1847 гг. Со стороны двора служебный флигель украшен рельефным фризом «Служение лошади человеку» П. К. Клодта. Сейчас в бывшем служебном флигеле размещается Северо-Западный государственный заочный технический университет (ул. Миллионная, д.5). Мрамор использовался и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал (открыт после реставрации в мае 2010 г.), стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом. Парадная лестница Мраморного дворца выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Скульптурное убранство лестницы выполнено Федотом Шубиным: в нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», Осеннее и Весеннее равноденствие. Скульптор изваял для Парадной лестницы из белого греческого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве, а также барельеф с портретом Антонио Ринальди, установленный на стене парадного вестибюля дворца. В оформлении интерьеров дворца участвовали: живописец Стефано Торелли (плафон «Свадьба Купидона и Психеи» 1775 г. для Мраморного зала), скульпторы М. И. Козловский и Ф. И. Шубин (барельефы и скульптурные портреты для Мраморного и Орловского залов), лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер. В 1803—1811 гг. интерьеры дворца были переделаны под руководством архитектора А. Н. Воронихина.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017