Здание Городской думы с башней (Думская башня)

пр. Невский, 33 / ул. Думская, 1-3

Полное название: Здание городской думы

Дата постройки: 1799—1804 гг., 1847—1852 гг., 1913—1914 гг., 1986 г.

Автор проекта: архитектор Джакомо Феррари (башня), архитектор Николай Ефимов (здание)

Архитектурный стиль: классицизм (башня-кампанила), неоренессанс (здание)

Объект культурного наследия федерального значения (7810520000)

Фотографии
Это комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта, он состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу. Высота Думской башни составляет около 47,5 метров. Она была возведена по проекту архитектора Джакомо Феррари, в виде тосканской кампанилы, в 1799—1804 годах. Подобные башни были характерной приметой европейских ратуш. На башне размещаются часы, установленный более 130 лет назад. Каждые 15 минут они отбивают точное время.
Описание
Часто весь комплекс называют зданием Городской думы. Башня, входящая в состав комплекса, является одной из доминант Невского проспекта. Иногда здание думы и башня рассматриваются в ансамбле с примыкающим к ним зданием «Серебряных рядов», выходящим фасадом на Невский проспект. Здание городской думы изначально внешне повторяло облик Серебряных рядов, а затем, неоднократно перестраиваясь, совершенно утратило первоначальный вид. Построенное в 1847—1852 году по проекту Н. Е. Ефимова трёхэтажное здание было оформлено по мотивам итальянского ренессанса. Этому стилю присущи сдержанность и спокойствие архитектурного декора, что, как считалось в те годы, наилучшим образом отвечает социальной функции административных зданий. В 1913—1914 годах архитектором В. А. Кёнелем были надстроены четвертый и пятый этаж. В 1986 году верхний этаж был разобран. Башня же сохранилась в первоначальном виде. История возникновения башни связана с тем, что в 1799 году император Павел I издал указ, по которому гильдейский дом передали в городское управление для устройства в нём ратгауза, как тогда по-немецки назывался орган городского самоуправления. Вскоре последовало новое повеление: гильдейский дом для ратгауза тесен, и его надлежит расширить, но не возводить новое здание. Павел I распорядился возвести на крыше здания, в части, примыкающей к Невскому проспекту, сигнальную башню — видом, «соответствующим великолепию столицы». По императорскому распоряжению архитектор Яков Феррари разработал проект пятиярусного строения в виде тосканской кампанилы. Строительные работы начались осенью 1799 года и закончились в 1804 году. Строительством руководил итальянский архитектор и художник-декоратор Джакомо Феррари, который в молодости работал в Парме, а в 1790-е годы по протекции Джакомо Кваренги был приглашён в Россию. Вместе со своим покровителем он занимался возведением Александровского дворца в Царском Селе, а так как Кваренги построил новое здание Серебряных рядов, то проект и строительство башни ратгауза он доверил своему земляку. На углу Невского проспекта, разобрав часть здания, возвели пятиярусную, как предписывал император, «приличную на сём здании» башню. Заканчивалось строительство при Александре I. Башня Думы изначально возводилась как функциональное сооружение — сигнальная башня на случай пожара. Внутри башни постоянно дежурили десять пожарных (с 1850-х по 1920-е годы башня использовалась как пожарная каланча). Новое здание Городской думы повторяло по внешнему облику «Серебряные ряды». Таким образом, башня, расположенная между зданием Думы (ныне по Думской улице) и Серебряными торговыми рядами (по Невскому проспекту) стала центром симметричной конструкции. Благодаря постановке на красной линии башня стала самым активным вертикальным акцентом в перспективе средней части Невского проспекта. Дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция для подъема сигнальных шаров, сооруженные в 1830-х—1840-х годах, несколько исказили первоначальный монументальный облик сооружения, но внесли своеобразный штрих в историческую панораму проспекта. Башня имеет необычную пятигранную форму. Каждый ярус обработан на углах пилястрами. Мотив движения ввысь подчеркнут увеличением высоты верхнего яруса, на котором установлены часы. Оригинальна открытая гранитная лестница с расходящимися маршами. В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург — Варшава. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. Всего на линии стояло 149 станций. Сообщения для передачи здесь получали с «домика» на крыше Зимнего дворца и передавали с помощью зеркал на крышу Технологического института. С аналогичной башни Зимнего сигналы подавались с помощью особой Т-образной рамы, вращавшейся вокруг своих осей. «Телеграфисты» следующей башни повторяли те же самые сигналы для дальнейших наблюдателей. При хорошей погоде сообщение доходило от Петербурга до Варшавы через 149 промежуточных станций за 15 минут. Для передачи сигналов ночью рама имела фонари на концах. В 1854 году такую связь признали неудобной и заменили электрическим телеграфом. Стоит обратить внимание на часы установленные на Думской башне. Фактически это самые большие часы Невского проспекта. В 2014 году они вновь обрели голос. Торжественный запуск исторического механизма часов и колокольного звона состоялся 12 ноября, в день 173-летия Сбербанка, на средства которого они были отреставрированы. До этого подлинный механизм фирмы «Фридрих Винтер», установленный более 130 лет назад, поддерживался с помощью электрического привода. Реставраторы воссоздали оригинальный механический завод. В настоящее время часы круглосуточно отбивают точное время каждые 15 минут.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017