Здание Городской думы с башней (Думская башня)

Здание городской думы

пр. Невский, 33 / ул. Думская, 1-3

Полное название: Здание Городской думы с башней (Думская башня)

Дата постройки: 1799—1804 гг., 1847—1852 гг., 1913—1914 гг., 1986 г.

Автор проекта: архитектор Джакомо Феррари (башня), архитектор Николай Ефимов (здание)

Архитектурный стиль: классицизм (башня-кампанила), неоренессанс (здание)

Объект культурного наследия федерального значения (7810520000)

Фотографии
Комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу и являющейся одной из доминант Невского проспекта. Высота башни составляет около 47,5 метров. Возведена башня в 1799—1804 годах по проекту архитектора Дж. Феррари, в виде тосканской кампанилы. Подобные башни были характерной приметой европейских ратуш. На башне размещаются часы, установленный более 130 лет назад. Каждые 15 минут они отбивают точное время.
Описание

Трёхэтажное Здание Городской думы построено в 1847—1852 году по проекту архитектора Н. Е. Ефимова, оно оформлено по мотивам итальянского ренессанса.

Этому стилю присущи сдержанность и спокойствие архитектурного декора, что, как считалось в те годы, наилучшим образом отвечает социальной функции административных зданий.

Здание Городской думы изначально внешне повторяло облик примыкающего к нему здания «Серебряных рядов» (которое выходит фасадом на Невский проспект), но впоследствии, неоднократно перестраиваясь, утратило первоначальный вид.

В 1913—1914 годах архитектором В. А. Кёнелем у здания Городской думы были надстроены четвертый и пятый этаж. В 1986 году верхний этаж был разобран.

Думская башня сохранилась в первоначальном виде. Её история связана с тем, что в 1799 году император Павел I издал указ, по которому гильдейский дом передали в городское управление для устройства в нём ратгауза, как тогда по-немецки назывался орган городского самоуправления. Вскоре последовало новое повеление: гильдейский дом для ратгауза тесен, и его надлежит расширить, но не возводить новое здание. Павел I распорядился возвести на крыше здания, в части, примыкающей к Невскому проспекту, сигнальную башню — видом, «соответствующим великолепию столицы». По императорскому распоряжению итальянский архитектор Джакомо Феррари разработал проект пятиярусного строения в виде тосканской кампанилы.

Джакомо Феррари (Giacomo Ferrari; на русский лад Яков Яковлевич Феррари; 1746—1807) — итальянский художник и архитектор. В молодости Дж. Феррари работал в Парме, а в 1790-е годы по протекции Джакомо Кваренги был приглашён в Россию. Вместе со своим покровителем он занимался возведением Александровского дворца в Царском Селе. Новое здание Серебряных рядов, также возводилось по проекту Кваренги, а строительство башни ратгауза он доверил Феррари.

Строительные работы начались осенью 1799 года и закончились в 1804 году (заканчивалось строительство при Александре I). На углу Невского проспекта, разобрав часть здания, возвели пятиярусную, как предписывал император, «приличную на сём здании» башню. Строительством башни руководил сам Джакомо Феррари.

Башня, расположенная между зданием Думы (ныне по Думской улице) и Серебряными торговыми рядами (по Невскому проспекту) стала центром симметричной конструкции.

Башня Думы изначально возводилась как функциональное сооружение — сигнальная башня на случай пожара. Внутри башни постоянно дежурили десять пожарных (с 1850-х по 1920-е годы башня использовалась как пожарная каланча).

Благодаря постановке на красной линии башня стала самым активным вертикальным акцентом в перспективе средней части Невского проспекта. Дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция для подъема сигнальных шаров, сооруженные в 1830-х—1840-х годах, исказили первоначальный монументальный облик сооружения, но внесли своеобразный штрих в историческую панораму проспекта.

В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург — Варшава. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. Всего на линии стояло 149 станций. Сообщения для передачи здесь получали с «домика» на крыше Зимнего дворца и передавали с помощью зеркал на крышу Технологического института. С аналогичной башни Зимнего сигналы подавались с помощью особой Т-образной рамы, вращавшейся вокруг своих осей. «Телеграфисты» следующей башни повторяли те же самые сигналы для дальнейших наблюдателей. При хорошей погоде сообщение доходило от Петербурга до Варшавы через 149 промежуточных станций за 15 минут. Для передачи сигналов ночью рама имела фонари на концах. В 1854 году такую связь признали неудобной и заменили электрическим телеграфом.

Стоит обратить внимание на часы установленные на Думской башне — это самые большие часы Невского проспекта. В 2014 году они вновь обрели голос. Торжественный запуск воссозданного реставраторами исторического механизма часов и колокольного звона состоялся 12 ноября, в день 173-летия Сбербанка, на средства которого они были отреставрированы. До этого подлинный механизм фирмы «Фридрих Винтер», установленный более 130 лет назад, поддерживался с помощью электрического привода.

Архитектура

Думская башня имеет необычную пятигранную форму. Каждый ярус обработан на углах пилястрами. Мотив движения ввысь подчеркнут увеличением высоты верхнего яруса, на котором установлены часы. Оригинальна открытая гранитная лестница с расходящимися маршами.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017