Спасо-Преображенский кафедральный собор

Спасо-Преображенский собор

пл. Соборная

Полное название: Спасо-Преображенский кафедральный собор

Дата постройки: 1780-1787 гг.

Автор проекта: архитектор И. Брокман

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия регионального (местного) значения (4700271000)


В здании размещается: действующий православный храм

Фотографии
Храм является ярким образцом архитектуры периода классицизма конца 18 - начала 19 веков. Он был выстроен в 1780-1787 годах по проекту архитектора И. Брокмана, по указу Екатерины II в виду отсутствия в Выборге православной церкви. Ныне собор это важная высотная доминанта в историческом силуэте города и свидетельство влияния петербургской школы зодчества на застройку Выборга того времени.
Описание
История храма начинается с приезда в Выборг Екатерины II в 1783 году (она следовала на встречу с королем Швеции Густавом III). Въезд императрицы в Выборг сопровождала пушечной пальбой, колокольным звоном и музыкой. Город украсили гирляндами, а когда стемнело — разноцветными фонарями. Среди сопровождавших императрицу лиц, видимо в карете А. А. Безбородко, возглавлявшего коллегию иностранных дел, ехал Н. А. Львов — известный столичный архитектор, человек высокообразованный и разносторонне одаренный. Вероятно после того как губернатор Выборга В. К. Энгельгардт доложил Екатерине об отсутствии в городе русской церкви и о её необходимости, Н. А. Львов и выполнил эскиз храма, который находится в фондах музея архитектуры Донского монастыря в Москве. Чертеж представляет собой купольно-апсидную церковь в духе времени античного Рима. Этот проект Н. А. Львова зафиксирован на гравированной доске в числе его других работ под номером 26. 18 декабря 1786 года «состоялось Высочайшее повеление выстроить в Выборге храм соборный...». С 1785 года на должности губернского архитектора Выборга работал прибывший из Ревеля И. Брокман. Он воспользовался предложенным чертежом Н. А Львова и, сохранив пропорции, несколько уменьшил размеры строения. Первый этап возведения постройки заключался в создании купольного храма с портиком тосканского ордера перед главным входом. В таком виде он простоял пять лет. Колокольней церкви в то время служила нынешняя Часовая башня. Но это было очень неудобно из-за её отдаленности. Вторым этапом строительства стало возведение колокольни, стоявшей отдельно от храма. Позже их соединили. В 1797 году на колокольне собора были установлены башенные часы. Их бой стал перебивать звон часов с соседней башни городского полицейского управления. В 19 веке, по этой причине и так как их механизм пришёл в ветхое состояние, часы были разобраны (снова часы на колокольне собора появились только в 2012 году). В 1815—1817 годах значительной переделке подверглись интерьеры церкви по проекту инженера генерал-майора Сулемы. В 1838 году на колокольне появился новый колокол, подаренный купцом Ф. Набилкиным. Следующая реконструкция здания производилась в 1862—1866 годах под руководством специальной комиссии по чертежам инженер-поручика Титова. В работах участвовал прибывший из Петербурга архитектор Карпов. При нем переложили наружные стены, внутри собора установили четыре пилона, поддерживающие перекрытие в виде крестового свода. На амвоне и клиросе установили решетки, отлитые в Петербурге на заводе Сан-Галли. В Петербурге, а частично на месте выполнялись художественные работы живописцем Саввой Васильевичем Постемским — художником Императорской Академии художеств. Архитектуру собора дополнила зелень разбитой вокруг него эспланады и чугунная решетка ограждения на гранитном основании, изготовлённая в Выборге. Во время реконструкции собора 1889 года до современных размеров увеличили алтарь, а к колокольне пристроили два помещения, где жили сторожа и хранилось топливо. В 1892 году, после учреждения Выборгской епархии Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Последняя переделка в соборе осуществлялась по чертежам выборгского десятника А. Исаксона. Она заключалась в том, что между колоннами портика при входе прорубили щелевидные окна и проемы круглой формы для проникновения света в нижний ярус колокольни. Архитектурные массы и ордерные элементы, введенные в композицию собора при его реконструкциях, вполне масштабны, соразмерны и гармонично сочетаются с первоначальной частью здания.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017