Сампсониевский собор

Большой Сампсониевский проспект, 41

Дата постройки: 1728—1740 гг.

Автор проекта: архитектор П. А. Трезини (?)

Архитектурный стиль: анненское барокко

Объект культурного наследия федерального значения (7810200000)


В здании размещается: действующий православный храм

Фотографии
Один из первых соборов Петербурга и первый храм-памятник в честь военной победы России. Деревянная Сампсониевская церковь была заложена в 1709 году в ознаменование победы под Полтавой Петром Великим над шведским королем Карлом XII, одержаной 27 июня в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца. Каменный храм был построен в 1728—1740 годах, автор его проекта точно не известно. По одной из версий собор стал местом тайного венчания императрицы Екатерины II и её фаворита Григория Потёмкина.
Описание

Перестройка церкви в собор велась в 1728—1740 годах, столь долгий срок был связан с недостатком средств и замораживанием работ, которые были возобновлены только при императрице Анне Иоанновне.

Имя архитектора храма точно не известно, историки предполагают, что это могли быть: П. А. Трезини, Джузеппе Трезини или Михаил Земцов. Также неизвестен и архитектор колокольни.

По одной из версий именно Сампсониевский собор стал местом тайного венчания императрицы Екатерины II и её фаворита Григория Потёмкина, которое, судя по сохранившимся свидетельствам действительно имело место и состоялось летом, осенью 1774 или же в начале января 1775 года.

Часовня у храма была построена в 1909 году (архитектор А. П. Аплаксин) в совсем нехарактерном для того времени архитектурном стиле елизаветинского барокко по образцу Ф. Б. Растрелли, который заметно отличается от собора и колокольни. Пары колонн на углах, скруглённый фронтон с расположенной под ним художественной композицией «Всевидящее Око Господне», овальная люкарна и луковичный купол на фонаре придают зданию облик 18 века.

В 1830-е годы внутреннее убранство собора было отремонтировано, в результате чего чугунные полы были заменены на каменные.

В 1938 году собор был закрыт, после чего там размещался магазин готового платья, а в 1933 году с него были сняты все колокола, за исключением главного, повреждённого в результате попадания снаряда 10 февраля 1942 года.

В 1984 году, благодаря инициативе Георгия Бутикова, собор вошёл в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», что способствовало началу ремонтных работ.

Первых после длительного перерыва посетителей собор принял в июле 1999 года, в 290-ю годовщину победы в Полтавской битве.

В качестве музея он был открыт в следующем 2000 году, после открытия следующие два года восстанавливалась декоративная роспись стен главного придела храма.

21 мая 2002 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь которого освящён один из приделов собора, настоятелем храма протоиереем Иоанном Малининым была отслужена первая после длительного перерыва Божественная Литургия.

С 2010 года в Сампсониевском Соборе проводятся ежедневные богослужения. Стоит отметить, что в ограде собора были похоронены казнённые 27 июня (8 июля) 1740 А. П. Волынский, А. Ф. Хрущов и архитектор П. М. Еропкин.

В 1885 году на могиле был установлен памятник (архитектор М. А. Щурупов, барельеф работы А. М. Опекушина).

Архитектура

Архитектурный ансамбль выкрашен в единый цвет и включает в себя три здания — саму церковь, колокольню и часовню.

Собор представляет собой одноэтажное сооружение на ленточном бутовом фундаменте из лещадной плиты («лещадная плита» — расколотый на слои обтёсанный камень), с известняковым цоколем и кирпичными оштукатуренными стенами. Это одноапсидный храм, построенный «кораблем». Высота здания до карниза – 8,2 м; до креста главного купола – 35,1 м. Длина храма снаружи – 48 м, вместе с притвором – 56 м, главного нефа – 34 м, ширина – 6 м.

В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты. Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим Ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е. Лансере), и двумя полунишами с головками Херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом.

Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный тесно скомпонованным пятиглавием, что придаёт собору своеобразный, нетрадиционный вид. Луковичные главки венчают золоченые кресты.

Колокольня разделена на три яруса. Нижний ярус имеет две боковых пристройки, в связи с чем становится шире других двух верхних. В середине яруса имеется арочный проём и проезд, вымощенный лещадными плитами. Второй и третий ярусы украшены пилястрами тосканского ордера. В нише второго яруса вместо звонниц на каждой грани находятся декоративные «глухие окна». В нише третьего яруса располагается звонница с колоколом 18 века. Каждая из граней третьего яруса заканчивается треугольным фронтоном. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, увенчанный луковичной маковкой с крестом.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017