Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского

Благовещенская церковь с усыпальницей

набережная реки Монастырки, 1

Полное название: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского

Дата постройки: 1717—1724 гг.

Автор проекта: архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, К. Конрад

Архитектурный стиль: Петровское барокко, раннее барокко, русское барокко, барокко

Объект культурного наследия федерального значения (7810593102)


В здании размещается: Филиал Музея городской скульптуры

Фотографии
Это старейшая из сохранившихся церквей Петербурга, вокруг неё формировался весь последующий ансамбль Лавры, а архитектура её служила образцом для его строений. В храме погребены члены императорской фамилии, государственные деятели 18 — первой трети 19 века, в том числе великий полководец А. В. Суворов. В советское время церковь стала филиалом Музея городской скульптуры.
Описание

Расположен храм на территории Александро-Невской лавры, в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку.

Проект храма разработал Доменико Трезини, он и начинал его возведение, но затем руководить постройкой поручили Кристофу Конраду, которого на последнем этапе строительства сменил Теодор Швертфегер.

21 июля 1717 года «от речки заложили фундамент под церковь и под трапезу», первоначально планировалось, что в нижнем этаже будет находиться монастырская трапезная, но позже решено было устроить в полу храма места для захоронения членов царской фамилии и видных сановников.

Согласно христианскому обычаю люди, заходящие в храм, наступая на могильную плиту могли молитвенно помянуть похороненного под ней человека.

К 1719 году здание было выведено под кровлю, но отделочные работы продолжались ещё три года. Стены храма украсили лепниной и алебастровым орнаментом снаружи и окрасили под синий мрамор внутри.

Иконы и картины на библейские сюжеты для храма создавали такие художники как И. Адольский, И. Никитин и Д. Н. Соловьев.

В 1720 году начались работы по устройству усыпальницы на 21 место для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. В верхнем двусветном этаже была освещена церковь Александра Невского. 30 августа 1724 указом Петра I сюда были перенесены останки князя Александра Невского (рака с мощами Александра Невского находилась здесь до 1790 года, позже была перенесена в основной собор). Освещение нижней церкви-усыпальницы состоялось 25 марта 1725 года. Но первое захоронение здесь было проведено ранее.

Первой в усыпальнице (в восточной части) была похоронена 24 октября 1723 царица Прасковья Фёдоровна. Рядом с ней под мраморными надгробными плитами (архитектор А. А. Пуаро, 1868 г.[2]) покоятся перенесенные сюда по приказу Петра Первого останки его сестры, царевны Натальи Алексеевны и сына, царевича Петра Петровича, первоначально похороненного в Лазаревской церкви. Также здесь покоятся и другие родственники Петра I, а на стене размещены бронзовые доски-эпитафии современникам Петра I - А. П. Апраксину и П. И. Ягужинскому.

В июле 1762 года в центральной части усыпальницы без особой помпы был погребён император Петр III — рядом с другой свергнутой правительницей, Анной Леопольдовной, которую также не удостоили Петропавловской крепости. Прах Петра III был вскрыт и перезахоронен его сыном Павлом после вступления на трон. В этом же месте похоронены великие княжны, отцовство которых сомнительно — дочь Екатерины II и две дочери Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Покоится здесь и Алексей Разумовский, предполагаемый морганатический супруг Елизаветы Петровны.

В 1764—1765 годах к западному фасаду архитектором М. Д. Расторгуевым[1] был пристроен двухэтажный лестничный павильон в формах барокко.

Во 2-й половине 18 века появляются «Парадные» скульптурные надгробия, первый таким надгробием стал памятник фельдмаршалу князю А. М. Голицыну (скульптор Ф. Г. Гордеев, 1788 г.) с аллегорическими изваяниями «Славы» и «Добродетели». Рядом находится надгробие княгини Е. С. Куракиной (скульптор И. П. Мартос). Мраморная скульптура плакальщицы с портретом символизирует «Благочестие».

В юго-западной части усыпальницы распологается небольшая капелла, облицованная розовым и серым мрамором, в ней помещен памятник графу Н. И. Панину (скульптор И. П. Мартос, 1780-е гг.), воспитателю будущего императора Павла I.

В 1783 году была устроена так называемая «палатка»[2] — пристройка в юго-восточной части усыпальницы (правый придел). Ещё до её сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся внутри палатки. Вероятнее всего, палатка была устроена в связи с сооружением здесь нескольких архитектурных памятников государственным деятелям, связанным с Академией художеств — основателю Академии графу И. И. Шувалову, президенту Академии И. И. Бецкому, а также Вяземскому и Нарышкину.

С восточной стороны к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых.

19 (6) мая 1800 года в храме был похоронен генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Он покоится под скромной надгробной плитой из белого мрамора у северной стены. На плите высечена надпись: «Здесь лежит Суворов», эту эпитафию Суворов избрал себе сам[3].

В начале 19 века в восточной части зала были установлены три памятника работы И. П. Мартоса[2]: надгробия графа А. Л. Лазарева (1802), Е. К. Чичаговой (1812) и отлитый из темной бронзы полнофигурный портрет княгини Е. И. Гагариной (1803).

В течение 19 века в Благовещенской церкви проводились реставрационные работы.

После Октябрьской революции все жилые помещения и службы Александро-Невской Лавры перешли в ведение различных нецерковных учреждений. Храмы были оставлены общинам верующих, организованных в двадцатки[3].

В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя.

Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница «уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И. П. Мартоса: И. Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е. Чичаговой со Смоленского лютеранского кладбища».

В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования, Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». В этом же году церковь была изъята у приходской общины и передана Музею-некрополю надгробной скульптуры. Но работы по созданию музея затянулись почти на двадцать лет: в 1933 году начался ремонт, но вскоре он был прекращен из-за отсутствия средств.

С 1930-х годов в помещение усыпальницы начинают переносить ценные с точки зрения искусства надгробия с других кладбищ, в первую очередь с соседнего Лазаревского и из примыкающей к ней Духовской церкви Лавры. В Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Верхняя церковь была передана отделению геодезических съемок института Гипрогор.

Во время войны, когда на территории лавры размещался военный госпиталь, была начата реставрация усыпальницы.

После окончания войны учреждения постепенно перевели в другие места, а помещения отремонтировали. Художники Н. М. Суетина и А. В. Васильева в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами.

В 1950 году Музей надгробной скульптуры был открыт для посетителей. К находящимся в Благовещенской усыпальнице надгробиям добавились перенесенные в неё могильные памятники из Федоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы.

В 1954 году здание было закрыто на ремонт в связи с заменой междуэтажных перекрытий. Тогда же в зал Благовещенской усыпальницы были перенесены некоторые скульптурные памятники из Фёдоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы: надгробия Е. С. Куракиной, Е. А. Куракиной, А. С. Попова, B. C. Попова, скульптура плакальщицы работы А. Трискорни с надгробия М. С. Таировой.

С 1989 по 1999 годы была осуществлена комплексная реставрация Благовещенской усыпальницы, восстановлено первоначальное объемно-пластическое решение храма.

Архитектура

Благовещенская церковь - первый каменный храм Петербурга (2), именно от неё началось формирование всего последующий комплекс Лавры, а её архитектура послужила образцом для строений монастырского ансамбля (1).

Здание храма двухэтажное, прямоугольное в плане, завершается деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком. Храму присущи характерные для петровского зодчества черты - высокая кровля с переломом, декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках.

В храме установлены надгробья, выполненные крупнейшими скульпторами конца 18—начала 19 вв. — И. П. Мартосом, Ф. Г. Гордеевым, Ф. Ф. Щедриным и другими. По этой причине в советское время церковь решили сделать филиалом Музея городской скульптуры, в ведение которого входят некрополи 18 и 19 веков, расположенные по обе стороны от прохода в Лавру.

Источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 80.

2. http://www.gmgs.ru/expoz/blags

3. http://lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki/431-2011-03-06-09-52-13.html

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017