Памятник Петру I на Сенатской площади

Памятник Петру Первому – «Медный всадник»

Сенатская площадь

Полное название: Памятник Петру I на Сенатской площади

Дата постройки: 1768-1782 гг.

Автор проекта: архитектор: Ю. М. Фельтен, скульпторы: Э. М. Фальконе, М. А. Колло, Ф. Г. Гордеев

Объект культурного наследия федерального значения

Фотографии
Монумент, воздвигнутый по желанию Екатерины II, является фактически первым памятником не только в Петербурге но и во всей России, его открытие состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Своё название «Медный всадник» он получил благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Создатель памятника - французский скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра как «великого полководца, героя, законодателя и цивилизатора».
Описание

Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге был открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. Это первый памятник, установленный в Санкт-Петербурге, и фактически первый памятник в России. Своё название «Медный всадник» он получил благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

Модель конной статуи Петра выполнена французским скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770. Скульптор находился под давлением Екатерина II по поводу облика памятника, на что писал И. И. Бецкому: «Вы могли ли себе представить, чтобы избранный для создания настолько значительного памятника скульптор не имел бы способности думать, чтобы движениями рук его управляла не его собственная, а чужая голова?». Споры возникали и по поводу одежды Петра I. Скульптор обращался в письме к Дидро: «Вы знаете, я не стану одевать его по-римски, так же как и не стал бы одевать в русские одежды Юлия Цезаря или Сципиона».

Фальконе создавал модель памятника в натуральную величину на протяжении трех лет. Над «Медным всадником» трудились на участке, где находился бывший временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Прохожие наблюдали в 1769 г., как офицер гвардии, взлетая на деревянный помост на лошади, ставил ее на дыбы. Это продолжалось ежедневно по нескольку часов. Фальконе, сидевший у окна перед помостом, внимательно и точно делал наброски увиденного. Для натуры скульптор избрал русскую «орловскую» породу, а коней – скакунов Каприза и Бриллианта – взяли из императорских конюшен.

Мари-Анн Колло, ученица Фальконе, вылепила голову фигуры Медного всадника. Скульптор собственноручно трижды приступал к этой работе, но Екатерина II каждый раз советовал исправить модель. Мари предложила свой эскиз, и императрица приняла его. Девушку за ее работу приняли в ряды членов Российской Академии художеств, а императрица Екатерина II назначила Колло пожизненную пенсию в десять тысяч ливров.

Змею, которая находится под ногой коня, создал русский скульптор Ф. Г. Гордеев.

Гипсовую модель памятника императору в натуральную величину подготавливали в течение двенадцати лет. К 1778 году модель была готова, и ее открыли в мастерской на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка для всеобщего обозрения. В обществе сложились разные мнения относительно памятника. Обер-прокурор Синоду решительно не принял проект. Дидро оказался доволен увиденным. Императрица Екатерина II оказалась равнодушной к представленной модели памятника, т.к. она была недовольна самодеятельностью Фальконе при выборе облика монумента.

Никто не хотел в течение длительного периода времени приступать к отливке статуи. Местные умельцы боялись размеров статуи и сложность работы, а иностранные мастера запрашивали необоснованно большую сумму. Скульптор рассчитал, что передние стенки скульптуры следует сделать очень тонкими, около 1 см, для сохранения равновесия памятника. От такой тонкой работы отказался литейщик из Франции, которого пригласили специально для выполнения этой работы. Называя Фальконе сумасшедшим, литейщик утверждал, что нет во всем мире подобного примера отливки, и она не удастся и по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.

Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.

В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…». Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017