Биржа

пл. Биржевая, 4

Полное название: Здание Биржи

Дата постройки: 1805-1816 гг.

Автор проекта: архитектор Тома де Томон

Архитектурный стиль: ампир, поздний классицизм

Объект культурного наследия федерального значения (7810142001)

Фотографии
Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова было возведено в 1805-1810 годах архитектором Тома де Томоном. Оно поставлено строго по оси Стрелки на высокой открытой террасе, над которой поднимаются 44 дорические колонны, окружающие здание и почти скрывающие его стены. Главный вход украшает скульптурная группа «Нептун, выезжающий из волн морских». С другой стороны над портиком расположена скульптурная композиция, изображающая аллегорический образ навигации в окружении двух рек и бога торговли Меркурия.
Описание

Биржа – здание, где проводятся собрания купцов и других лиц, занимающихся торговлей, здесь ведутся переговоры и заключаются торговые сделки. Как учреждение первая биржа в России возникла не как результат самоорганизации купечества, а по повелению Петра I в 1703 году. В 1705 году по высочайшему приказу для первой российской биржи было построено особое здание. Биржа была устроена для иностранного купечества, так как русское купечество довольствовалось для своих дел ярмарками, и только в царствование Екатерины II начало принимать участие в биржевых собраниях (1).

Решение о благоустройстве пространства (на то время пустующего) на стрелке Васильевского острова и создании подковообразной площади было принято комитетом городских строений в плане, который был утверждён в 1767 году.

В 1783 году, по проекту Джакомо Кваренги (3), на берегу Большой Невы началось строительство здания Санкт-Петербургской Биржи и главного здание Академии наук. Но в 1787 году строительство Биржи остановили, было решено, что её здание, спроектированное Кваренги, не соответствует облику Санкт-Петербурга и градостроительным задачам. К этому времени успели возвести цоколь и кирпичные стены. Здание Академии наук было завершено в 1789 году. Также по утверждённому плану переустройства Стрелки в 1795-1797 годах в северной её части, по проекту Джакомо Кваренги, был построен корпус пакгаузов (складов). Таким образом, были возведены здания слева и справа от места будущей Биржи.

Разработка нового проекта Биржи на пустой площади между этими строениями была поручена архитектору Тома де Томону, прибывшему в Петербург в 1800 году. Это была одна из первых его работ в Петербурге.

Талантливый французский рисовальщик и архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760?–1813), покинул Францию по причине революционных событий. Обладая богатым опытом строительства в разных городах Европы, он получил в России уникальные возможности. Стоит отметить, что в 1805 году за реконструкцию Большого каменного театра Тома де Томон был пожалован титулом придворного архитектора.

Первый проект Биржи был составлен в 1801 году, уже в нём Тома де Томон предложил концепцию оформления прилегающий к зданию Биржи территории двумя ростральными колоннами и новые контуры набережной стрелки. Согласно проекту де Томона, две ростральные колонны-маяки высотой в 30 метров каждая, должны были символизировать мощь и величие России как морской державы. База каждой колонны, как писал Тома де Томон: «украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции» (4).

26 февраля 1804 года, Александром I был утвержден четвёртый проект архитектора. В этом проекте Тома де Томону удалось отстоять своё мнение относительно строительства Биржи на новом месте – на центральной оси Стрелки.

Недостроенное здание биржи Кваренги было разобрано. Церемония закладки нового здания состоялась при личном присутствии императора 23 июня 1805 года.

Новая Биржа возводилась одновременно с общим переустройством стрелки Васильевского острова. Работы осуществляла созданная для этого «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем», под руководством министра коммерции графа Н. П. Румянцева. При этих работах берег стрелки Васильевского острова был отодвинут вперед почти на 100 метров.

К 1810 году здание в основном было закончено, но при приемке в 1812 год были обнаружены некоторые недоделки, которые устраняли два года, в это же время началась война с Наполеоном, поэтому официальное открытие Биржи состоялось только 15 июля 1816 года. Вот так описал это событие его участник, петербургский купец Е. Т. Полилов: «15-го июля в Санкт-Петербурге, в присутствии государя императора была освящена новая биржа, что на островской стрелке построена. Все именитое петербургское купечество с городским головою встретили высоких гостей внизу у лестницы, а до того встречали митрополита Амвросия. После молебствия с коленопреклонением играла музыка трубная, палили из пушек на судах, что около стрелки на воде стояли, и на них были флаги подняты. За обедом в большом зале вместе с императором и его августейшим семейством обедало также и биржевое купечество. Государь пил за процветание торговли и за петербургское купечество. Кричали ура, было очень величественно. После пиршества высокие гости отбыли через Исаакиевский мост в Зимний дворец. В биржевом зале веселье продолжалось, и была зажжена иллюминация».

Тома де Томону не довелось присутствовать на открытии Биржи, в 1813 году он упал со строительных лесов (обследуя здание петербургского Большого театра после пожара) и скончался от полученных травм. Интересно, что автор Большого театра, архитектор Антонио Ринальди, при его возведении в 1783 году тоже упал со строительных лесов и получил серьезную травму, из-за которой не смог продолжать работу. Архитектору назначили пожизненную пенсию, он распродал все свое имущество в Петербурге и в 1784 году уехал в Рим, где и умер в 1794 году. До конца жизни Антонио Ринальди серьезными проектами больше не занимался.

В 1889 году в здании Биржи состоялась первая в России промышленная выставка. На ней выставлялись товары только отечественного производства.

В 1913–1915 годах Биржа была реконструирована, но работы не затронули декоративного оформления. Реконструкция велась под руководством архитекторов Ф. И. Лидваля и М. М. Перетятковича. Свод главного операционного зала был заменён с деревянного на железобетонный. Печи разобрали и устроили калориферное отопление, а также частично перепланировали цокольный этаж и перестроили лестничные клетки.

В 1917 году в здании бывшей биржи разместился клуб моряков, затем – Торговая палата Северо-Западной области с музеем, биржа чернорабочих, Совет по изучению производственных сил СССР, Энергетический институт и другие организации.

В 1925-1926 годах площадь перед биржей реконструировали, превратив в сквер по проекту архитектора Л. А. Ильина (3).

В 1939 году в здание Биржи из здания Адмиралтейства была переведена экспозиция Центрального военно-морского музея (2), посвященная истории русского и советского военно-морского флота, которая располагалась здесь до переезда в 2010 году в Крюковские казармы.

Во время блокады Ленинграда на стрелке размещались артиллерийские батареи.

В 2013 году было принято решение о передаче здания Биржи Государственному Эрмитажу для создания музея Русской гвардии и геральдики.

Архитектура

Биржа возведена в духе античного храма, её формы схожи с формами храма Посейдона в Пестуме (5). Здание представляет собой прямоугольный периптеральный объем на высоком гранитном стилобате с дорической колоннадой из 44 колонн. Ширина здания 44,5 метра, длина 69 метров. К восточному (главному) и западному фасадам ведут гранитные лестницы 40-метровой ширины.

Здание Биржи является композиционным центром ансамбля стрелки Васильевского острова. Полукруглая береговая линия Стрелки укреплена подпорной гранитной стеной с пандусами. Издали гранитный берег воспринимается пьедесталом здания и подчеркивает его величие.

В сюжетах декоративной аллегорической скульптуры венчающей колоннады торцовых фасадов здания получила отражение связь «храма торговли» с водными путями. На главном фасаде (выходящим на Стрелку) размещена скульптурная композиция изображающая Нептуна в колеснице запряженной гиппокампами (морскими конями), с двумя реками – Невой и Волхвом: женщина олицетворяет Неву, старец – реку Волхов. Автором скульптуры был И. П. Прокофьев. На противоположном фасаде установлена скульптурная группа, представляющая в образе молодой женщины аллегорию навигации, сопровождаемую богом торговли Меркурием и реками, автор скульптор Ф. Ф. Щедрин (3). В некоторых источника указывается, что в образе молодой женщины с короной на голове представлена Нева (2). Также существует мнение, что это образ богини города (5), (покровительницы города).

Основной объём здания занимает обширный зал (операционный зал биржи) площадью около 900 кв. м. и высотой 25 метров. Зал украшают скульптурные изображения Времени, Изобилия, Правосудия, Торговли, Коммерции, Мореплавания. Пол и стены покрыты мраморными плитами.

До революции в зале, на пьедестале, был помещен мраморный бюст императора Николая I с надписью «Императору Николаю I, незабвенному благодетелю – благодарное купечество. Лето 1859». Напротив входа располагался другой мраморный бюст, Императора Александра I с лавровым венком на голове, а на левой стороне, за перегородкой, разделяющей зал на две половины, стоял бюст Императора Александра III с надписью: «Августейшему покровителю торговли и промышленности. 1887 г.» (1). К сожалению, бюсты утрачены.

Источники

1. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Под редакцией Комиссии по Народному образованию. Санкт-Петербург: издание Санкт-Петербургского Городского Общественного Управления, 1903. — С. 29.

2. Путеводитель Ленинград / Leningrad. Москва: Агентства печати Новости, 1970. — С. 9.

3. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 176.

4. Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2000. — С. 94.

5. Путеводитель по Ленинграду. Редактор А. Г. Русс. Ленинград: Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1937. — С. 188.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2017