Даты: 1777 г., кон. 18 - нач.19 вв.

Автор(ы): архитекторы: Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карло Росси

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В состав архитектурно-паркового ансамбля входит:
Павловский дворец →
1782-1786 гг., 1786-1799 гг., 1800-1825 гг.
Колоннада Аполлона →
1782-1783 гг., 1799-1817 гг., 19 в.
Храм Дружбы →
1781—1784 гг. 1938 г. (утрачена статуя Цереры)
Розовый павильон →
1811-1812 гг., 1814 г.
Большой каскад →
1786-1787 гг., 1792-1794 гг.
Павильон Росси (памятник Марии Федоровне) →
1816 г. (проектирование), 1914 г. (постройка)
Мост Кентавров →
1795-1796 гг., 1805 г., 1972 г.
Пиль-башня →
1795-1797 гг., 1807 г.
Черный мост
1780-е гг., 1799 г.
Круг белых берез →
кон. 18 - нач. 19 вв.
«Олений» мост →
1871-1872 гг., 1879 г.
Статуя Аполлон-Мусагет →
1798 г. 19 в., 1950-е гг. (постамент)
Ворота Розового павильона
1826 г.
Партерные цветники «Большие круги» →
1792-1799 гг., нач. 18 в. (скульптуры), 19 в. (постамент) , 1952 г. (постамент)
Собственный садик →
1775 е., 1780-е гг., кон. 18 в., 1800-1801 гг., нач. 19 в.
«Семейная Роща» →
Основана в 1785 г.
Памятник императору Павлу I →
1850-1851 гг., 1872 г. (копия с оригинала)
Мост через овраг
1799 г.
Статуя «Правосудие»
Нач.18 в., кон.18 в. (постамент)
Статуя «Мир»
Нач.18 в., кон.18 в. (постамент)
Статуя «Венера Италийская» →
сер.19 в. 2-я пол.19 в. (постамент)
Каскад и каменный мост с шлюзом
1800 г.

Среди дворцово-парковых ансамблей Петербурга, Павловский отличается исключительной цельностью. Это великолепный памятник русского классицизма с коллекциями русского, западноевропейского и античного искусства. Расположен ансамбль в долине реки Славянки, первоначально эта местность использовалась для царской охоты. А в 1777 году Екатерина II решила возвести здесь резиденцию для своего сына Павла и его супруги Марии Федоровны. Для этой цели она выбрала шотландского архитектора Чарлза Камерона, который в 1780-х годах возвел Большой дворец и начал формирование резиденции.

После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. В 1790-х годах по решению Павла работы по расширению дворца и развитию резиденции возглавил архитектор Винченцо Бренна.

Создание дворцово-паркового ансамбля продолжалось в течении двух последних десятилетий 18-го и первой четверти 19-го века, около 50 лет. Идеи и композиционный замысел его первого архитектора Чарлза Камерона развили и продолжили Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Жан-Франсуа Тома де Томон, Карло Росси. В строительстве и оформлении дворца принимали участие сотни каменщиков, плотников, столяров, резчиков.

Примыкающий к дворцу парк, раскинувшийся по обоим берегам реки Славянки, устроен в английском, пейзажном стиле.

Имея площадь около 600 га, Павловский парк является одним из крупнейших пейзажных парков Европы.

Дворец и парк с уникальными коллекциями произведений искусства, стали доступными для посещения в 1918 году, когда резиденция царствовавшей династии была превращена в музей.

Во время Великой Отечественной войны дворцу, парку и павильонам нанесли серьёзный ущерб. После освобождения Павловска советскими войсками в январе 1944 года началось восстановление дворца по проектам архитекторов Ф. Олейника, С. Поповой-Гунич, В. Можайской и других. Основные реставрационные работы завершились в 1970 году.

Благодаря советским реставраторам памятник архитектуры, искусства и культуры был возрожден. К сожалению, во время оккупации фашисты полностью уничтожили ряд объектов парка представлявших ценность, среди них стоит особо отметить Павловский музыкальный вокзал и Константиновский дворец.

Вблизи расположены