Даты: 1726 г., 1876 г., 1956 г. (воссоздание)

Автор(ы): скульптор Б.-К. Растрелли, архитектор Т. Усов

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав комплекса:
Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»
18 в., 19 в., 2-я пол. 20 в. (реставрация и восстановление)
Экстерьер

Фонтан в центре Оранжерейного сада устроен в 1726 году. Скульптурная группа была создана Б.-К. Растрелли, а конструкция водомета и бассейна архитектором Т. Усовым. Замысел скульптуры - аллегория борьбы России со Швецией за Балтийское море, решающим сражением которой была битва при Гангуте. К концу 18 века свинцовая скульптура обветшала и была заменена на видоизмененную копию, выполненную в Берлине. Во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен, а скульптура утрачена. В 1956 году фонтан восстановили, скульптура была воссоздана в первоначальном виде, но выполнена в бронзе.

В 1726 году строительство оранжереи было завершено и перед фасадом здания, посреди растущих фруктовых деревьев Оранжерейного сада, по замыслу Петра I, был устроен фонтан со скульптурной композицией «Сатир со змеей», которая была отлита из свинца по модели итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли.

Фонтанный бассейн был спроектирован архитектором Тимофеем Усовым. Первоначально он имел шестнадцатигранную форму, но позже она была изменена и стала круглой. Строительство трубопровода для подачи воды осуществлял П. Суалем. Вода в фонтан подается из восточного Квадратного пруда Верхнего сада. Фонтан выполнял не только декоративную функцию, он был необходим работникам оранжереи как источник воды для ухода за растениями.

Замысел скульптуры, размещенной в центре бассейна, схож с сюжетом фонтана «Самсон». Он представляет аллегорию торжества России в борьбе со Швецией за Балтийское море (победоносное сражение у мыса Гангут 27 июля (7 августа) 1714 года) и изображает царя морей (олицетворяющего русский флот), разрывающего пасть морскому чудовищу (под которым подразумевается флот Карла XII). Четыре черепахи, в страхе разбегающиеся в разные стороны, напоминают неверных союзников шведского короля.

Со временем за фонтаном закрепились названия «Тритон» и «Оранжерейный». В греческой мифологии Тритон — морское божество, сын Посейдона и морской богини Амфитриты. Изображался в виде юноши с одним или двумя рабьими хвостами вместо ног.

В табеле, составленном 13 января 1741 года, караульным солдатам предписано «смотреть при сдаче постов: у каменной оранжереи фигура позолоченная одна, черепах четыре». Позже позолоту главной скульптуры не возобновляли.

К концу 18 века свинцовое скульптурное украшение фонтана обветшало, на что указывал осматривавший его в 1816 году скульптор И. Мартос: «На бассейне свинцовая группа, представляющая большого двухвостого Тритона, раздирающего пасть змия, в некоторых частях совсем изломана и частей сих нет при ней. По углам сей группы четыре свинцовые черепахи нехороши. Все сии фигуры я полагаю для прочности переделать из бронзы по новым моделям». Предложение И. Мартоса не было поддержано. Скульптурная композиция оставалась неизменной и ремонтировалась.

В 1875 году фонтанный мастер К. Бальцун сообщил дворцовому правлению: «Находящаяся в Оранжерейном фонтане свинцовая фигура «Сатир» пришла от времени в такое состояние, что не представляется уже никакой возможности ее починить». В результате скульптурная группа была демонтирована. В 1876 году на её место была установлена новая, отлитая из свинца гальванопластическим способом по рисунку профессора Д. Иенсена в мастерской Ф. Барелла в Берлине. Рисунок Д. Иенсена был сделан по старой скульптуре, но в процессе работы берлинские мастера значительно отошли от оригинала. Новая композиция получила название «Тритон, сражающийся с морским чудовищем».

Во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен, а скульптурная композиция утрачена. Воссоздали фонтан через два года после восстановления здания Большой оранжереи, в 1956 году. Руководил работами скульптор А. Ф. Гуржий. При воссоздании главной скульптуры он основывался на рисунках 18 века (сохранившихся в альбоме инженера А. Баженова), фиксирующих растреллиевское решение. По исполненной А. Гуржием модели скульптура была отлита в бронзе. Черепахи были воспроизведены по довоенным фотографиям с сохранявшихся свинцовых подлинников.

Архитектура

В бассейне диаметром 15 метров, окаймленном профилированным кордоном из светлого камня, на четырехлучевой туфовой основе установлена бронзовая скульптурная группа, которая изображает схватку Тритона с морским чудовищем: Тритон разрывает пасть, из которой вырывается водяная струя. Обрамляют композицию четыре черепахи, которые как-бы отползают от «места схватки» вытянув шеи. Из ртов черепах бьют водяные струи.

Вблизи расположены