Обзорный маршрут по центру Петербурга

Маршрут прогулки по историческому центру Санкт-Петербурга для самостоятельных путешественников, включающий главные достопримечательности северной столицы России.

Прогулка начинается от станции метро Горьковская. Станция расположена на Петроградском острове вблизи Петропавловской крепости.


Пройдя от станции 400 метров на юг по Александровскому парку мы окажемся перед небольшим Заячим островом у стен Петропавловской крепости. Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года, во время Северной войны (1700—1721 гг.), став первым градообразующим ядром Санкт-Петербурга. Огнём своих орудий она должна была перекрывать фарватеры двух крупнейших рукавов дельты реки: Невы и Большой Невки.

1.Петропавловская крепость

Крепость на Заячьем острове у правого (северного) берега Невы была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и Жозефа Ламбера де Герена. С августа 1703 до 1728 года работами в крепости руководил архитектор Д. Трезини. Крепость является историческим ядром Петербурга. Ныне крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга.

Подробнее →

Основанная в устье Невы крепость первоначально называлась Санкт-Питер-бурх (нидерл. Sankt Pieter Burch — «Крепость Святого Петра»). Позднее по названию Петропавловского собора она стала называться Петропавловской.

2.Петропавловский собор

Собор занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости и является усыпальницей русских императоров. Решение о его постройке принял Пётр Первый, он считал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Также утверждая роль Петербурга как столицы России, Пётр желал возвести храм, который поднялся бы выше колокольни Ивана Великого. Архитектором собора, решённого в стиле петровского барокко, был Доменико Трезини. До 2012 года храм высотой 122,5 м был самым высоким зданием Петербурга.

Подробнее →

После осмотра крепости направимся на восток. Одновременно с основанием крепости началось освоение Городового острова (одно из исторических названий Петроградского острова), здесь появилась первая площадь будущего города — Троицкая, а на прилегающих территориях образовался первый торгово-административный центр.

Здесь сформировались слободы, в которых жили мастеровые, ремесленники, торговцы и расквартировывались гарнизонные полки. Разделение шло в соответствии с социальным положением, этнической и профессиональной принадлежностью жителей. В начале 18 века здесь были устроены первые промышленные предприятия города: зелейный (пороховой) завод, «Инструментальная изба», Монетный двор.

Из построек того времени сохранился только деревянный Домик Петра Первого, расположенный у Петровской набережной, в 500 метрах на восток от Петропавловской крепости.

3.Домик Петра I

Домик был выстроен за 3 дня (24-26) мая 1703 года неизвестными строителями из соснового леса по типу шведского деревянного дома. Домик считается самым первым и старым строением Петербурга, а также является первым в России мемориальным музеем-памятником. По решению самого Петра в 1723 году для защиты от непогоды вокруг дома возвели «футляр» - открытую каменную галерею с крышей, позже, в 1846 году был сооружен новый каменный «футляр» с большими окнами. В 1930 году здесь был открыт музей, где представлены артефакты той эпохи и подлинные вещи самого Петра. Ныне это филиал Русского музея.

Подробнее →

Проследуем по Петровской набережной далее на восток, до её окончания. Здесь в 400 метрах от Домика Петра на Петроградской набережной стоит самый известный корабль России — крейсер Аврора.

4.Крейсер «Аврора»

«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана», памятник истории России. Корабль принял участие в трех войнах и революционных событиях февраля-октября 1917 года. В 1948 году был поставлен на «вечную» стоянку у Петроградской набережной (у истока Большой Невки). С 1956 года на крейсере размещается филиал Центрального военно-морского музея.

Подробнее →

Крейсер стоит у созданного в 1944 году Нахимовского военно-морского училища не случайно, до 1956 года он служил его учебной базой.

Вернемся по Петровской набережной назад, к Троицкому мосту.

5.Троицкий мост

Один из красивейших мостов Петербурга перекинут через Большую Неву и соединяет Петроградскую сторону с центральной частью города. Построен мост в 1897—1903 годах, ранее в этом месте располагался плашкоутный Троицкий мост. Разработку проекта моста и его строительство вела французская фирма «Батиньоль». Элементы оформления моста решены в стиле модерн. До возведения в 1965 году моста Александра Невского, Троицкий мост оставался самым длинным в городе (582 м). По оси Троицкого моста проходит Пулковский меридиан.

Подробнее →

С Троицкого моста открывается панорама центра Петербурга раскинувшегося на берегах Невы. Вид на петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского острова и Дворцовую набережную на западе, и Петровскую набережную, Летний сад и набережную Кутузова до Литейного моста на востоке.

Перейдя по мосту 600 метров через р. Неву, окажемся на Суворовской площади перед памятником Суворову.

6.Памятник Суворову

Памятник прославленному полководцу, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, был установлен в 1801 году по велению императора Павла I. Автором памятника был скульптор М. И. Козловский. Монумент не имеет портретного сходства с фельдмаршалом, Суворов изображен в аллегорическом облике римского бога войны Марса. Это первый памятник в России установленный не царственной особе.

Подробнее →

К югу от великого полководца располагается Марсово поле с монументом «Борцам Революции» и вечным огнём.

7.Марсово поле

Это крупнейший мемориально-парковый комплекс в центре Санкт-Петербурга. Его площадь составляет почти 9 гектаров. В центре Марсова поля, на месте братской могилы участников Февральской и Октябрьской революции, расположен памятник Борцам Революции. С восточной стороны площадь ограничена Летним, а с южной Михайловским садами, северная сторона выходит к Неве и площади Суворова.

Подробнее →

Ознакомившись с Марсовым полем направимся к Летнему саду, для этого вернёмся немного назад, пройдем вдоль Лебяжей канавки на север и перейдя через Верхний Лебяжий мост окажемся у знаменитой Невской ограды Летнего сада.

8.Летний сад

Летний сад — крупнейший парковый ансамбль центра Петербурга, памятник садово-паркового искусства первой трети 18 века. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году. Над осуществлением проекта работали известные русские и иностранные архитекторы и садовники. Для украшения сада Петром Первым были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты. Почти одновременно с закладкой сада началось возведение и Летнего дворца.

Подробнее →

В 100 метрах на север от ворот Невской ограды расположен Летний дворец Петра Первого.

9.Летний дворец

Сохранившаяся в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду построена в стиле барокко по проекту Д. Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Летний дворец скромен и состоит всего из 14-ти комнат и двух кухонь. Он предназначался для использования в тёплое время года (с мая по октябрь), поэтому стены достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка дворца была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым. Фасад украшен 29-ю барельефами, выполненными немецким скульптором Андреасом Шлютером, где в аллегорической форме изображены события Северной войны. Ныне дворец является филиалом Русского музея.

Подробнее →

После осмотра Летнего дворца и сада покинем его через южный вход напротив которого стоит возведенный по указу императора Павла Первого Михайловский замок.

10.Михайловский замок

Был возведён по заказу императора Павла I в 1797—1801 годах и стал местом его смерти. Это крупнейший памятник архитектуры, завершающий собою историю петербургского зодчества 18 века. Своим названием он обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, (принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена), называть все свои дворцы «замками». Второе название — «Инженерный» произошло от находившегося здесь с 1819 года Главного инженерного училища.

Подробнее →

Вход в Михайловский замок расположен с юга, чтобы попасть внутрь обойдем замок с восточной стороны. По пути к входу в замок мы подойдем к 1-му Инженерному мосту, где на гранитном устое установлена известная скульптура «Чижик-Пыжик».

Обойдя замок мы выйдем к Инженерному скверу в центре которого стоит памятник Петру I, который первоначально планировалось установить на площади перед Зимним дворцом.

11.Памятник Петру I у Михайловского замка

Статуя была создана в первой половине 18 века и отлита при Императрице Елизавете Петровне в 1747 году. Это мог быть первый памятник Петербурга, но его установили только в 1800 году, по решению Павла I. Площадь перед дворцом называлась тогда Коннетабльский плац-парад, поэтому памятник Петру известен также как Коннетабль, так во Франции именовался главнокомандующий королевской армией. Пётр представлен в образе полководца-победителя с фельдмаршальским жезлом в руке. С двух сторон высокого пьедестала размещены бронзовые барельефы с изображениями двух сражений Северной войны - Полтавского боя и боя при Гангуте. Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко.

Подробнее →

Посетив Михайловский замок выйдем к Садовой улице, перейдем её и пройдем на север. Здесь напротив замка располагается восточный вход в Михайловский сад. Прогулявшись по саду и рассмотрев северный фасад Михайловского дворца, выйдем из него на западе через ворота великолепной ограды собора Спаса на Крови и окажемся перед алтарной апсидой одного из самых красивых храмов России.

12.Храм Спаса на Крови

Храм-памятник событиям 1 марта 1881 года, когда на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Именно на том месте, где император получил ранение (выражение "на крови" указывает на кровь царя), на средства собранные по всей России и была возведена церковь. Храм вмещает 1600 человек, а его шатер возносится на высоту 81 метр (1981 – год гибели Александра II).

Подробнее →

Вход в храм-музей расположен с севера. Ознакомившись с его убранством продолжим наш маршрут по набержной канала Грибоедова на юг. Здесь, вблизи храма, на углу набережной канала Грибоедова и Инженерной улицы, находится Корпус Бенуа — западный корпус Михайловского дворца. В Михайловском дворце размещается Государственный Русский музей. Главный вход во дворец и музей расположен с южной стороны, попасть туда можно войдя на территорию дворца через главные ворота выходящие на площадь Искусств.

13.Михайловский дворец

Бывший великокняжеский дворец на площади Искусств - памятник архитектуры высокого классицизма. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I, воплотил же её Александр I. Дворец был построен в 1819—1825 годах по проекту Карла Росси. 13 апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III. Ныне это Русский музей - уникальное хранилище художественных ценностей.

Подробнее →

В центре площади Искусств, в Михайловском сквере, возвышается памятник великому поэту А. С. Пушкину.

14.Памятник А. С. Пушкину

Перед зданием Государственного Русского музея в Михайловском сквере располагается один из самых известных памятников Петербурга – памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Монумент был установлен в 1957 году, выполнен он скульптором М. К. Аникушкиным и архитектором В. А. Петровым. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда.

Подробнее →

Пересечём площадь минуя памятник на юг и выйдем к Михайловской улице. Это одна из самых коротких улиц Петербурга, её длина всего 200 метров. Пройдя Михайловскую улицу мы пападём на Невский проспект. Повернём налево и пойдём по Невскому проспекту к бывшему Дому торгового товарищества «Братья Елисеевы».

15.Елисеевский магазин

В свое время это был самый роскошный магазин Петербурга и один из лучших винных погребов Европы. Здание возвели в начале 20 века, к 90-летию семейного дела, по решению внука основателя династии - Григория Елисеева. Автором проекта был архитектор Г. В. Барановский, а аллегорические скульптуры на фасаде здания («Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука») выполнил скульптор А. Г. Адамсон. В 1929 году, на втором этаже здания, открылся Театр сатиры - ныне Театр комедии им. Н. П. Акимова.

Подробнее →

Пересечём проспект по пешеходному переходу у Елисеевского магазина и войдем в Екатерининский сквер. Перспектива сквера с памятником Екатерине II и фасадом Александринского театра в глубине — один из важнейших акцентов Невского проспекта. Свой исторический облик сквер получил в 1878 году.

16.Памятник Екатерине II

Памятник императрице Екатерине II был открыт в 1873 году. Он создан авторским коллективом, в который вошли художник М. О. Микешин, скульптур М. Чижов и А. Опекушин, архитектор Д. Гримм. Высота фигуры Императрицы составляет более 4 метров, она держит в руках скипетр и лавровый венок, у ног императрицы корона Российской империи. Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи, среди которых государственный деятель Г. Потемкин, полководец А. Суворов и поэт Г. Державин.

Подробнее →

17.Александринский театр

Здание театра — выдающийся архитектурный памятник в стиле ампир, оно было возведено по проекту архитектора Карла Ивановича Росси в 1828—1832 годах став одним из крупнейших и технически совершенных театральных зданий Европы. Своё название театр получил в честь супруги императора Николая Первого — Александры Фёдоровны.

Подробнее →

Перед Александринским театром располагается площадь Островского (часть площади занимает Екатерининский сквер). С востока площадь упирается в Аничков дворец, с запада в Здание Императорской Публичной библиотеки.

Вернемся к Невскому проспекту, повернём налево (на запад) и направимся, минуя здание библиотеки, к Гостиному двору. Гостиный двор занимает целый квартал между Невским проспектом, Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией. В здание выходит вестибюль станции метро «Гостиный двор».

18.Гостиный Двор

Гостиный двор, расположенный в самом центре города, был свидетелем многих памятных событий в жизни Петербурга. Его возведение длилось более двадцати лет — с 1761 по 1785 год, а само здание стало крупнейшим торговым помещением в Российской империи. Автором проекта был французский архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. С начала 20 века в Гостином дворе размещается универмаг.

Подробнее →

Пройдя вдоль северной аркады Гостиного двора мы упремся в Думскую башню.

История её возникновения связана с указанием императора Павла I возвести у здания городского самоуправления, в части, примыкающей к Невскому проспекту, сигнальную башню — видом «соответствующим великолепию столицы».

Часы установленные на Думской башне — самые большие часы Невского проспекта. Оригинальна и открытая гранитная лестница с расходящимися маршами, поднявшись на которую можно полюбоваться видом на Невский.

19.Здание городской думы

Комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу и являющейся одной из доминант Невского проспекта. Высота башни составляет около 47,5 метров. Возведена башня в 1799—1804 годах по проекту архитектора Дж. Феррари, в виде тосканской кампанилы. Подобные башни были характерной приметой европейских ратуш. На башне размещаются часы, установленные более 130 лет назад. Каждые 15 минут они отбивают точное время.

Подробнее →

Продолжим движение на запад по Невскому проспекту. По пути, на противоположной стороне проспекта, на себя обращает внимание монументальный арочный портал католической церкви Святой Екатерины.

Это один из старейших католических храмов России, его возведение было завершено в 1782 году под руководством архитекторов Минчиани и Антонио Ринальди. Храм связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро.

На подходе к Казанскому мосту через канал Грибоедова перед нами откроется вид на северный фасад Казанского собора оформленный грандиозной колоннадой. С 2000 года храм является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Главный вход в храм расположен с запада.

20.Казанский собор

Храм воинской славы и один из крупнейших соборов Петербурга был возведен по проекту архитектора А. Н. Воронихина в стиле ампир. Главный фасад собора выходит на Невский проспект полукруглой колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Главная святыня собора - Казанская икона Божией Матери. В храме находится место захоронения М. И. Кутузова.

Подробнее →

С другой стороны Невского проспекта у Казанского моста располагается выдающийся памятник архитектуры модерна — Здание компании «Зингер», также известное как «Дом книги».

21.Дом компании «Зингер»

Здание было построено в 1902-1904 годах архитектором Павлом Сюзором для «Акционерной компании Зингер в России». Это яркий образец стиля модерн. При постройке было реализовано множество технических новшеств, в том числе, впервые в России был применён металлический каркас. В годы Первой мировой войны на первом этаже разместилось посольство США, о чём свидетельствует американский орёл на фасаде. С 1938 года здесь размещается «Дом книги», поэтому со временем за зданием закрепилось название «Дом книги».

Подробнее →

В Санкт-Петербургском доме книги можно приобрести разнообразные сувениры, а в кафе «Зингеръ», расположенном на втором этаже, выпить чешечку кофе любуясь прекрасным видом на Казанский собор и Невский проспект, если конечно удастся занять место возле окна.

Продолжим прогулку по Невскому проспекту на запад, направимся к самой известной площади Петербурга — Дворцовой. Перейдем р. Мойку по Зелёному мосту минуя Строгановский дворец и дойдя до Большой Морской улицы пройдём по ней на север (свернув с Невского проспекта направо). Здесь, под триумфальной аркой Главного штаба, перед нами откроется торжественный вид Дворцовой площади с Александровской колонной в центре и Зимним дворцом на северной стороне. Это один из красивейших и известных в мире архитектурных ансамблей.

22.Главный штаб

Величественное здание построено по указу Александра I архитектором К. Росси. Строилось оно десять лет, с 1819 по 1829 год, и состоит из двух корпусов (длиной около 600 метров) соединенных триумфальной аркой увенчанной колесницей Славы, являющейся памятником триумфа России в войне 1812 года. Первоначально в здании размещались Генеральный (Главный) Штаб русской армии и два министерства - Иностранных дел и Финансов.

Подробнее →

23.Александровская колонна

Колонна в стиле ампир воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Это самый высокий памятник в мире, выполненный из цельного гранита и третья колонна по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер (Франция) и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Текст на табличке памятника гласит: «Александру I благодарная Россия». Общая высота монумента 47,5 метров, а общий вес 704 тонны.

Подробнее →

24.Зимний дворец

Главный императорский дворец России и один из выдающихся дворцов мира, по словам А. де Кюстина: «величайший в мире дворец, равный по величине Лувру и Тюильри, взятым вместе». Зимний дворец построен итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Это пятый по счету дворец (за период 1711-1764 годов было возведено пять зимних дворцов). Ныне во дворце размещается Государственный Музей Эрмитаж - один из крупнейших музеев мира.

Подробнее →

Вход в Государственный Музей Эрмитаж располагается во внутреннем дворе Зимнего дворца.

Для внимательного осмотра экспозиции главного музейного комплекса Эрмитажа необходимо выделить как минимум один день, ведь для этого потребуется обойти 365 залов в связанных между собой зданиях: Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Большом (Старом) Эрмитаже и Новом Эрмитаже. Также в состав комплекса входит Эрмитажный театр и Запасной дом Зимнего дворца отделенные от основной части Зимней канавкой.

Осмотрим комплекс зданий Эрмитажа обойдя его по периметру, против часовой стрелки. Для этого двинемся направо (на восток), к Малому Эрмитажу, в конец Миллионной улицы. Малый Эрмитаж является связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем.

Своё название дворцовый флигель получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

Далее на восток по Миллионной улице расположен Новый Эрмитаж. Это первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Новый Эрмитаж решен в неогреческом стиле и известен своим портиком с десятью гранитными статуями атлантов, выполненными скульптором А. И. Теребеневым.

За зданием располагается Зимняя канавка, здесь мы можем немного отклониться от маршрута, чтобы увидеть самую известную музей-квартиру Петербурга, а именно мемориальную музей-квартиру А. С. Пушкина.

Пройдем по Зимней канавке на юг, пока не упремся в набережну р. Мойка. На противоположном берегу, с левой стороны, располагается здание с ризалитом (часть здания, выступающая за основную линию фасада) в пять оконных проёмов, это бывший особняк князей Волконских. В нём на первом этаж, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин и его семья поселились в сентябре 1836 года. И здесь спустя четыре месяца, 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года, поэт скончался, смертельно раненный Ж. Дантесом.

25.Дом Волконских

Дом был построен в первой половине 18 века, позже перестраивался. С 1806 года он был во владении князей Волконских. В этом доме семья Александра Сергеевича Пушкина снимала квартиру и здесь, 29 января 1837 года, поэт скончался, получив смертельное ранение на дуэли. Ныне здесь размещается Мемориальная Музей-квартира А. С. Пушкина, рассказывающая о последних месяцах жизни великого поэта.

Подробнее →

Вернемся к своему маршруту и пройдем по Зимней канавке на север, до здания дворцового театра (Эрмитажный театр), которое соединено с дворцовым комплексом аркой-переходом через Зимнюю канавку. Здесь, со стороны канала, можно увидеть фрагмент фасада Зимнего дворца Петра I.

Эрмитажный театр был сооружен на месте Зимнего дворца Петра I, и до 1979 года, когда археолог Е. Баженова открыла своды цокольного этажа дворца Петра I, считалось что архитектор Джакомо Кваренги возводивший театр ничего не оставил от ранее существовавших здесь построек. Позднее, при археологическом исследовании, стало ясно что при возведении нового здания Кваренги использовал фрагменты стен Зимнего дворца Петра I: западный корпус, Большие сени и служебные помещения первого этажа центральной части здания. Именно фрагмент этого фасада был открыт и доступен для обозрения.

Далее, у Эрмитажного моста, мы выйдем на Дворцовую набережную р. Невы и перед нами откроется Невская панорама: в центре Петропавловская крепость, слева ансамбль стрелки Васильевского острова, а справа Троицкий мост.

Пройдем по Дворцовой набережной на запад, любуясь сначала фасадом Большого Эрмитажа, а затем северным фасадом Зимнего дворца. Минуем сад Зимнего дворца и окажемся у восточного фасада Адмиралтейства.

26.Адмиралтейство

Здесь располагалось Главное адмиралтейство Российской империи, а с 2012 года размещается Главный штаб ВМФ России. Адмиралтейство берёт своё начало от заложенных, в 1704 году, Петром I верфей с П-образным в плане деревянным зданием, ставших главной судостроительной верфью России на Балтийском море. В 1719 году здание получило высокую башню увенчанную шпилем, а в 1720-е – 1730-е годы было перестроено в камне по проекту архитектора И. Коробова. Свой современный облик Адмиралтейство получило в 1806-1823 годах, при императоре Александре I, когда оно было реконструировано под руководством архитектора А. Захарова. Ныне — памятник архитектуры, один из лучших образцов классической архитектуры начала 19 века.

Подробнее →

Пройдя вдоль Адмиралтейства на юг мы попадём в Александровский сад, прогулявшись по которому выйдем к Исаакиевскому собору.

27.Исаакиевский собор

Собор является одним из архитектурных символов Петербурга, крупнейшим сооружением позднего русского классицизма. Входит в число пяти крупнейших купольных храмов Европы. Его высота 101,5 метра, длина 111 метров, а ширина 97 метров. Одновременно в храме могут находиться около 12 тысяч человек. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I (он родился в день памяти святого — 30 мая).

Подробнее →

С южной стороны от собора расположен Исаакиевский сквер и Исаакиевская площадь в центре которой установлен памятник Николаю Первому.

28.Памятник Николаю I

Создание памятника Николаю I началось в 1856 году, сразу после смерти императора. Автором проекта был архитектор Огюст Монферран, модель конной статуи выполнил П. К. Клодт. Памятник является произведением монументального искусства в стилистике необарокко. Для своего времени это было техническое достижение, монумент стал первой в Европе конной статуей поставленной на две точки опоры (задние ноги коня).

Подробнее →

Часть Исаакиевской площади располагается на самом широком в Петербурге Синем мосту. С юга площадь обрамляет здание Мариинского дворца.

29.Мариинский дворец

Дворец возведен по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в 1839-1844 годах, для молодой супружеской четы: дочери Николая I Марии Николаевны и её мужа герцога Максимилиана Лейхтенбергского. От имени великой княгини дворец и получил свое название. Здание выполнено в стиле позднего классицизма, с архитектурными элементами Итальянского Возрождения: аркада главного входа, несущая балкон. В 1907–1908 годах архитекторы Л. Бенуа и Перетяткович создали Большой Зал дворца, который сегодня служит местом заседаний Законодательного Собрания Петербурга. Дворец стал свидетелем многих исторических событий, вместе с Зимним и Таврическим это один из трех «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.

Подробнее →

Вернемся к Исаакиевскому собору и пройдем от него на север по Александровскому саду к Сенатской площади. Здесь, на берегу Большой Невы, располагается самый известный монумент Петербурга и один из наиболее известных его символов — Медный всадник.

30.Памятник Петру Первому – «Медный всадник»

Монумент, воздвигнутый по желанию Екатерины II, является фактически первым памятником не только в Петербурге, но и во всей России. Его открытие состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Название «Медный всадник» памятник получил благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, но выполнен он из бронзы. Создатель памятника — французский скульптор Этьенн Морис Фальконе (1716—1791), изобразил Петра как «великого полководца, героя, законодателя и цивилизатора».

Подробнее →

Свое название Сенатская площадь получила в 1763 году после размещения на её западной границе, в бывшем доме Бестужева-Рюмина, правительственного учреждения Сената. Впоследствии, на месте дома Бестужева-Рюмина, на набережной Невы было возведено Здание Сената. Ныне здесь размещается Конституционный Суд Российской Федерации. Южнее расположено Здание Синода, которое объединено со Зданием Сената триумфальной аркой, переброшенной через Галерную улицу. Таким образом образуется единый ансамбль Здания Сената и Синода.

31.Здание Сената и Синода

Здания были возведены в 1829-1834 годах по проекту архитектора Карла Росси, они стали его последним крупным произведением. Руководил строительством архитектор А. Штауберт. Здание Сената со зданием Синода соединено триумфальной аркой, переброшенной над Галерной улицей. В оформлении арки К. Росси использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами зданий. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие" символизирующая веру в закон.

Подробнее →

С 1923 по 2008 год Сенатская площадь именовалась площадью Декабристов. Здесь произошло знаменитое Восстание декабристов. 14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю I. Всего на площади было около трёх тысяч восставших, которые были окружены уже принявшими присягу войсками. На этом месте выстрелом П. Г. Каховского был смертельно ранен Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор, граф Михаил Милорадович.

Перейдем дорогу на углу Сенатской площади и здания Адмиралтейства и пройдем по Адмиралтейской набережной до Дворцового моста. Перед мостом располагается Дворцовая пристань — широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве, украшенный в 1832 году скульптурами львов (полые скульптуры выполнены из тонкого листа меди). При возведении Дворцового моста пристань была перемещена западнее от своего первоначального местоположения (в створе нынешнего Дворцового проезда) и ныне составляет единый архитектурный ансамбль с южным спуском моста.

32.Дворцовый мост

Мост был построен в 1911-1916 годах по проекту инженера А. П. Пшеницкого, но его оформление закончили уже после революции (чугунные перильные решетки установлены в 1939 году). Это разводной чугунный мост через Неву, расположенный на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Мост соединяет центральную часть города и Васильевский остров. Разведенный двукрылый центральный пролет Дворцового моста - один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Подробнее →

На противоположном берегу Большой Невы, на Васильевском острове, располагается Кунсткамера.

33.Здание Кунсткамеры

Это первое музейное здание в России и одно из самых ранних музейных зданий в мире. Оно было возведено для размещения первого в стране музея (естественно-научного), учреждённого Петром I. Постройка Кунсткамеры была начата при жизни Петра в 1718 году, а завершена в 1734 году. Кунсткамера - выдающийся образец барокко петровской эпохи и один из немногих хорошо сохранившихся памятников ранней петербургской архитектуры. До конца 18 века здесь находилась Российская Академия наук, ныне здание является её символом.

Подробнее →

Перейдем по мосту и окажемся на Университетской набережной у Южного пакгауза Биржи, в котором размещается Зоологический музей. Сама Биржа расположена чуть севернее.

34.Биржа

Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова было возведено в 1805-1810 годах архитектором Тома де Томоном. Оно поставлено строго по оси Стрелки на высокой открытой террасе, над которой поднимаются 44 дорические колонны, окружающие здание и почти скрывающие его стены. Главный вход украшает скульптурная группа «Нептун, выезжающий из волн морских». С другой стороны над портиком расположена скульптурная композиция, изображающая аллегорический образ навигации в окружении двух рек и бога торговли Меркурия.

Подробнее →

Перейдя широкую дорогу по пешеходному перехожу по оси здания Биржи, мы окажемся между двумя Ростральными колоннами, в центре ансамбля Стрелки Васильевского острова.

35.Ростральные колонны

Колонны на Стрелке Васильевского острова, украшенные рострами кораблей, возведены по проекту французского архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах. Изначально они служили маяками для кораблей шедших в находившийся здесь торговый порт: южная колонна-маяк указывала путь в Большую Неву, а северная в Малую Неву. В чашу на вершине наливали конопляное масло и поджигали его. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество. В 1957 году к маякам подвели газ. Их зажигают по особо торжественным случаям.

Подробнее →

Со Стрелки Васильевского острова открывается панорама исторического центра Санкт-Петербурга. Слева направо: Петропавловская крепость, Троцкий мост, Дворцовая набережная от Мраморного дворцаТроицкого моста) до Зимнего дворцаДворцового моста).

В этом месте обзорная экскурсия по историческому центру Петербурга завершается. Ближайшая станция метро от Стрелки Васильевского островастанция Адмиралтейская, она расположена рядом с Невским проспектом, в 300-х метрах от Александровского сада.