Даты: 1719 г., 1720-е — 1730-е гг., 1806—1823 гг.

Автор(ы): архитектор А. Захаров, архитектор И. Коробов

Архитектурный стиль: русский классицизм, ампир, русский ампир

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Адмиралтейство берёт своё начало от заложенных в 1704 году Петром I верфей с П-образным в плане деревянным зданием, ставших главной судостроительной верфью России на Балтийском море. В 1719 году здание получило высокую башню увенчанную шпилем, а в 1720-е – 1730-е годы было перестроено в камне по проекту архитектора И. Коробова. Современный облик Адмиралтейство получило в 1806-1823 годах, при императоре Александре I, когда оно было реконструировано архитектором А. Захаровым став одним из лучших образцов классической архитектуры начала 19 века. Ранее здесь располагалось Главное адмиралтейство Российской империи, а с 2012 года размещается Главный штаб ВМФ России.

Адмиралтейство задумывалось Петром I как комплекс верфей, доков и мастерских для строительства и ремонта кораблей. Сюда же должны были входить различные складские помещения для хранения строительных материалов, корабельного снаряжения и вооружения. Первый «Адмиралтейский дом» был заложен на левом берегу Невы осенью 1704 года. Петр I лично составил план здания и выбрал место постройки.

По замыслу Петра I, различные постройки Адмиралтейства соединялись в одно огромное одноэтажное здание в форме буквы «П» с обширным, открытым в сторону Невы двором.

Во дворе располагались сараи и кузницы, эллинги (помещения для строительства и ремонта корпуса кораблей) и стапели (наклонные площадки на верфях для постройки, ремонта судов и спуска их на воду). В восточном крыле Адмиралтейства размещались канатные мастерские, в западном – мачтовые, парусные и конопатные.

Комплекс должен был быть не только судостроительной верфью, но и крепостью для обороны правого берега Невы. Все постройки были обнесены земляным валом с пятью бастионами и окружены глубоким рвом, через который перекинули подъемный мост. На земляном валу установили пушки. Основные строительные работы были завершены к концу 1705 года.

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства, а в 1719 году реализована идея вертикальной доминанты: в центральной части главного строения появляется башня с металлическим шпилем с корабликом, автором которого был голландский мастер Харман ван Болос.

В 1717 году от здания Адмиралтейства до острова Новая Голландия, на котором размещались складские помещения морского ведомства и канатные дворы, был прорыт Адмиралтейский канал (в настоящее время на месте канала расположен Конногвардейский бульвар).

В 1727-1738 годах реконструкцией обветшавших зданий и постройкой новых каменных сооружений руководил талантливый молодой архитектор И. К. Коробов. Он не стал менять первоначальную планировку Адмиралтейства, оно по-прежнему представляло собой комплекс зданий в форме буквы «П», но было уже двухэтажным.

Большое внимание И. К. Коробов уделил центральной башне. В плане она представляла собой квадрат, и имела два яруса, одинаковые по высоте, но постепенно сужающиеся кверху. Увенчал конструкцию стройный и высокий шпиль. В верхней части башни был расположен зал Адмиралтейств-коллегии, в котором хранились трофеи морской славы России.

До 1780-х годов на верфях Адмиралтейства строили корабли, здесь располагались мастерские и различные строительные службы, но после сильного пожара в 1783 году Екатерина II перенесла все службы морского ведомства в Кронштадт, и в здании Адмиралтейства разместились военно-морские учреждения.

Реконструкция Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова

В начале 19 века здания Адмиралтейства и окружающая их крепость перестали гармонировать с окружающими зданиями, а набережная у Адмиралтейства разрывалась шлюзами и каналами, предназначенными для прохода кораблей. Было решено реконструировать здание и прилегающую территорию.

Проект нового Адмиралтейства разработал архитектор А. Д. Захаров. Реконструкция проводилась в 1806—1823 годах. Архитектор решил здание в стиле классицизма. Захаров оставил без изменений П-образную форму главного здания, но во внутреннем дворе, параллельно главному, построил второе здание в форме буквы «П». Над каналом, соединяющим внутренний двор с Невой, были возведены арки. Фасад Адмиралтейства архитектор визульно разбил на пять частей портиками и лоджиями. Доминирующая над всем зданием башня со шпилем построенная по проекту И. К. Коробова была сохранена, но сделано тоньше и выше.

В 1832 году в здании Адмиралтейства было открыто Училище корабельной архитектуры. В 19 и в начале 20 века здесь размещались Морское министерство, Военно-Морской штаб.

В 1874 году перед главным фасадом Адмиралтейства был разбит Александровский сад, в 1883 году в нем появились бюсты Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, памятник путешественнику Н. М. Пржевальскому.

С 2012 года в здании Главного Адмиралтейства размещается Главное командование ВМФ России.

Архитектура

Длина главного фасада Адмиралтейства, обращенного к Адмиралтейскому проспекту, составляет около 406 метров. Высота здания – 16,5 метров. Шпиль Адмиралтейства возноситься на высоту 72 метра.

Основание башни решено в форме куба, оно оформлено двумя нависающими друг над другом арками. По углам башни установлены скульптуры легендарных героев – Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского. Они визуально смягчают переход от массивного основания к легкому второму ярусу, украшенному по периметру стройными колоннами дорического ордера.

Над колоннами башни установлены двадцать восемь статуй, олицетворяющих времена года, различные стихии, главные направления ветра, а также покровительницу кораблестроения Изиду и музу астрономии Уранию. Над колоннадой находится барабан в форме квадрата со скошенными углами. В четырех сторонах барабана, направленных на север, юг, запад и восток, находятся циферблаты часов. Башню венчает остроконечный золоченый шпиль в форме высокой восьмигранной пирамиды, а на вершине шпиля установлен позолоченный флюгер в виде трехмачтового парусника.

Восточный фасад обращен в сторону Дворцовой площади и Зимнего Дворца, западный – в сторону Сенатской площади (бывшей пл. Декабристов). Оба фасада абсолютно симметричны: в центре находится двенадцатиколонный портик, по углам – шестиколонные портики. Отделка стен, портики, декоративные элементы восточного и западного фасадов аналогичны отделке главного фасада, что создает впечатление цельности и завершенности композиции.

Вблизи расположены