Даты: 1828—1832 гг.

Автор(ы): архитектор К.И. Росси; скульпторы В.И. Демут­-Малиновский, С.С. Пименов, П. Трискорни

Архитектурный стиль: классицизм, ампир

Объект культурного наследия федерального значения

Здесь размещается:
Экстерьер

Здание театра — выдающийся архитектурный памятник в стиле ампир, оно было возведено по проекту архитектора Карла Ивановича Росси в 1828—1832 годах став одним из крупнейших и технически совершенных театральных зданий Европы. Своё название театр получил в честь супруги императора Николая Первого — Александры Фёдоровны.

На месте современного здания в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси[4]. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.

В начале 19 века на месте современной площади Островского вплоть до улице Садовой простирался сад Аничкова дворца. После Отечественной войны 1812 года возникла идея создания на части Аничковского сада площади с театром[1]. Замыслы эти были реализованы архитектором Карлом Ивановичем Росси, который в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки площади. Окончательный вариант проекта площади городского театра был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году на месте деревянного Малого театра началось строительство здания нового театра по проекту Росси.

Здание Александринского театра возводилось с 1828 по 1832 год[1][3]. Проектируя театр Росси разработал ансамбль застройки не только театральной площади, но также и улицы за зданием театра, носящей ныне название улица Зодчего Росси.

В 1832 году улица была названа Новая Театральная. С 1849 года именовалась Театральной, а современное название, в честь своего создателя, она получила в 1923 году.

31 августа (12 сентября) 1832 года, через 76 лет после организации труппы, на Александринской площади (ныне площади Островского), состоялось торжественное открытие нового величественного здания театра.

Название Александринский театр получил в 1832 году в честь супруги императора Николая Первого – Александры Фёдоровны.

Ко времени открытие здания театра его зрительный зал был одним из самых красивых по пространственному решению и отделке. Места для зрителей были устроены по самой совершенной на то время многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек[2].

В соавторстве с инженером Матвеем Кларком архитектор Карл Росси разработал оригинальную для начала 19 века металлическую конструкцию кровли здания. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 метров. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Утвердить такую новаторскую конструкцию перекрытий на железных арочных фермах составило для Росси определённые сложности.

Из элементов созданных Карлом Росси да нашего времени сохранились центральная («Царская») и боковые ложи у сцены. Они богато украшены золочёной резьбой выполненной по рисункам Росси. Изначально в зале была использована голубая обивка, но в 1849 году её заменили на пунцовую. Отделка зрительного зала дополнялась перспективным живописным плафоном созданным художником А.К. Виги и изображавшем Олимп и Парнас, позднее она была заменена. Также была обновлена вся стенная живопись и переделана сцена. Таким образом, существующая отделка зала в большей степени была выполнена во второй половине 19 века. Тогда же был создан орнамент на барьерах ярусов.

Архитектура

Здание Александринскинского театра, решенное в стиле ампир, является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга. Здание театра одно из самых гармоничных произведений Росси[3].

Главный фасад театра, обращённый к Невскому проспекту, оформлен глубокой лоджией с шестью коринфскими колоннами высоко поднятыми над входом на цокольный этаж, обработанный рустами. Фигурный аттик украшают барельефы с крылатыми богинями Славы. Венчает колоннаду квадрига Аполлона[1][3] — мифологического бога, покровителя искусств. Бронзовая квадрига изготовлена на петербургском Александровском заводе, её авторы скульпторы Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов[1].

На северном (главном) и южном фасадах здания в нишах установлены статуи муз Терпсихоры и Мельпомены, Клио и Талии, выполненные скульптором Паоло Трискорни[1].

Оригинальные скульптуры были сняты в 1840-е годы и воссозданы в 1932 году, к 100-летию театра, под руководством скульптора И.В. Крестовского.

Боковые фасады здания оформлены величественными восьмиколонными портиками того же коринфского ордера с проходными галереями по низу и балконами на втором этаже. Фасад, выходящий на улицу Зодчего Росси, расчленён пилястровым портиком и увенчан аттиком.

В уровне капителей здание театра опоясывает выразительный декоративный фриз с орнаментом из античных театральных масок и гирляндами лавровых ветвей созданный скульптором В.И. Демут-Малиновским[1].

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А.А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 74.

2. Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С. Петербургской губернии. Часть третья. И.И. Пушкарёв. С-Петербург, 1841. — С. 122—123.

3. Петербургские памятники архитектуры. А.П. Крюковских. Санкт-Петербург: "Паритет", 2011. — С. 53.

4. Путеводитель по С.-Петербургу. С.-Петербург: Типо-Литография Шредера, 1903. — С. 189.

5. Зодчий Росси. В.И. Пилявский. Москва, Ленинград: ГИАиГ, 1951.

Вблизи расположены