Даты: 1825—1826 гг., 1951—1952 гг.

Автор(ы): инженер В. Треттер, скульптор П. П. Соколов

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Пешеходный висячий мост на изгибе канала Грибоедова был возведен в 1825—1826 годах по проекту инженера Вильгельма фон Треттера. Банковский мост является одним из трех сохранившихся цепных пешеходных мостов Петербурга. Мост украшают статуи львов с позолоченными крыльями и фонарями над головой выполненные скульптором Павлом Соколовым. Ось моста ориентирована по центру ворот бывшего здания Государственного ассигнационного банка, ныне Петербургского экономического университета (изображение крылатого льва Банковского моста является символом университета).

Вильгельм (Гийом) фон Треттер приехал в Петербург в 1814 году по приглашению императора Александра I и за долгое время работы в России спроектировал множество инженерных сооружений.

Свою деятельность в России Вильгельм Треттер начал в Корпусе инженеров путей сообщения под руководством А. Бетанкура. В 1821—1822 годах выполнял проектирование мостов на дороге Петербург — Москва. В истории архитектуры Петербурга именно с Треттера начинается эпоха железного мостостроения, а также введения в практику строительства инженерных методов расчёта прочности конструкций. Помимо этого считается, что именно Вильгельм Треттер создал первую в России литографию.

В 1820-е годы Вильгельм Треттер стал фактически одним из ведущих специалистов в области постройки мостов в России. В это время он выступил с предложением к управляющему ведомством путей сообщения герцогу Вюртембергскому, который ему покровительствовал, о постройке в Петербурге цепных висячих мостов. Такое инженерное решение в начале 19 века получило широкое распространение в Англии и Америке.

Предложение В. Треттера было высочайше одобрено и по его проектам в Петербурге возвели пять пешеходных мостов, в том числе Банковский мост в 1825—1826 годах[1].

До настоящего времени сохранилось три из пяти цепных моста: Банковский, Львиный и Почтамтский.

Работа над проектами Банковского моста шла одновременно с разработкой проекта Львиного моста. Необходимость в возведении мостов появилась с ростом населения в районе прилегающем к Екатерининскому каналу (теперь канал Грибоедова)[3]. Проекты двух мостов были утверждены в феврале 1825 года и летом начались работы по их возведению[2]. Строительство планировалось завершить к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей сборка моста началась только весной 1826 года. Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте производил завод Берда.

Чарльз Берд, выходец из Шотландии, в 1782 году основал в Петербурге на Гутуевском острове чугунолитейный завод, где были изготовлены части и украшения многих мостов Петербурга, решетки и другие архитектурные детали[3].

Угловые скульптуры крылатых львов были выполнены скульптором Павлом Петровичем Соколовым. Фигуры львов отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, а крылья были отчеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом.

Фигуры львов сделаны так, что создают ощущение работы скрытой за ними конструкции. Лапы выдвинуты вперед, и в них словно чувствуется огромная сила, противодействующая основному усилию цепей[3].

Открытие Банковского моста для движения состоялось 24 июля 1826 года[3].

За долгие годы эксплуатации моста оригинальные чугунные перила были заменены железными коваными примитивного рисунка, а фонари над головами львов утрачены. В 1949 году по проекту архитектора Александра Лукича Ротача и техника Г. Ф. Перлиной было разработано архитектурно-планировочное задание на реставрацию моста с целью возвращения ему первоначального облика. В 1949 году отремонтировали деревянное полотно, а в 1951—1952 годах были восстановлены круглые фонари над головами львов и металлическое ограждение. Воссоздание решётки моста велось в мастерских Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной[3].

В 2017—2019 годах была проведена первая за 190 лет комплексная реставрация моста с демонтажом скульптур и ремонтом несущей конструкции. В ходе работ крылатым львам была возвращена сторическая окраска.

Архитектура

Ось моста ориентирована против центра ворот бывшего здания Государственного ассигнационного банка, от которого Банковский мост получил свое название. Ширина моста между перилами — 1,85 м, длина — 20,1 (25,2) м, расстояние между осями цепей — 2,24 м. Фигуры крылатых львов (высотой в 2,85 м), сидящих на массивных пьедесталах, маскируют чугунные каркасы к которым через «раскрытые львиные пасти» крепятся концы металлических цепей несущих однопролетный мост.

Скульптуры Банковского моста часто ошибочно называют грифонами. Грифоны (мифологические существа) в отличии от скульптур на мосту имеют туловище льва и голову орла.

Пролётное строение моста состоит из двух цепей, подвесок, и деревянного полотна. Мост украшает чугунное перильное ограждение художественного литья.

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 128.

2. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петрограда — Ленинграда. Бунин М. С. Ленинград: Стройиздат, 1986. — С. 280.

3. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века. Архитектурное наследство. Кочедамов В. И. — Ленинград, 1959. — № 9. — С. 209—220.

Вблизи расположены