Даты: 1768-1771 гг., 1814-1817 гг., 1859-1861 гг.

Автор(ы): Юрий (Георг) Фельтен(?), Н.П. Гребёнка, В.П. Стасов, В.П,К. Гаммерштедт

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия регионального (местного) значения

Экстерьер

Дом построен в 1768-1771 годах по заказу генерал-полицмейстера (главы города) Петербурга Николая Ивановича Чичерина на месте, где ранее располагался деревянный Зимний дворец Елизаветы Петровны. В середине 19 века владельцами здания стали купцы Елисеевы, реконструировавшие здание по проекту архитектора Николая Гребёнки. Дом можно назвать одним из первых образцов раннего классицизма. Его архитектурная особенность — двухъярусная колоннада подражающая колоннадам на фасадах Зимнего дворца. Здание известно также под названием «Дом с колоннами». С домом связано много известных имён.

В 1716 году на этом участке по проекту Николая Фёдоровича Гербеля был построен деревянный Мытный двор, рядом с ним в 1719 году возвели каменный гостиный двор. Достройку гостиного двора осуществлял архитектор Георг Иоганн Маттарнови. Оба здания сгорели в большом пожаре 1736 года, после этого долгое время участок пустовал.

Временный деревянный Зимний дворец Елизаветы Петровны

В 1755 году по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли здесь был построен обширный деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны, являвшийся временным. Дворец простирался до Малой Морской улицы. После окончания строительства каменного Зимнего дворца этот дворец был разобран, а Большая Морская улица продолжена до Невского проспекта.

Дом генерал-полицмейстера Чичерина

В 1768 году участок перешёл в собственность генерал-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина (1724—1782). В 1768-1771 годах по его заказу на нём был построен существующий дом[1]. Автор проекта дома неизвестен. Возможно это был Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот или Юрий Матвеевич Фельтен, являвшийся помощником Бартоломео Растрелли на строительстве Зимнего дворца.

Архитектурные членения дома Чичерина перекликаются с фасадами Зимнего, а сама стилистика фасадов дома — переход от барокко к раннему классицизму — также близка другим работам Фельтена: Малому эрмитажу (особенно южный павильон), Армянской церкви на Невском проспекте и другим его работам.

В конце 18 века владельцем дома стал князь Александр Борисович Куракин (1752—1818). При нём, в 1794 году[2], был сооружён флигель, выходящий на набережную река Мойки.

В это время в доме открылся первый в Петербурге музыкальный клуб, членами которого были композитор Д.С. Бортнянский, писатель Д.И. Фонвизин, поэт А.Д. Кантемир и другие[3].

В начале 19 века дом приобрёл «именитый мещанин» Андрей Иванович Косиковский (1769—1838) — откупщик, снабжавший продовольствием русскую армию в Отечественную войну 1812 года. По его заказу, в 1814—1817 годах[4], архитектор Василий Петрович Стасов пристроил к дому трехэтажный флигель по Большой Морской улице в стиле строгого классицизма.

В 1830-х годах в здании располагается магазин, а также семейные апартаменты, а на 4 этаже типография Адольфа Александровича Плюшара, первого издателя «Ревизора», «Фауста» и незавершённой энциклопедии «Энциклопедический лексикон», собравшей значительный коллектив авторов.

Дом купцов Елисеевых

В 1858 году дом был куплен братьями Григорием и Степаном Елисеевыми.

Степан Петрович Елисеев (1806—1879) был крупным меценатом и коллекционером, его коллекция произведений французского скульптора Родена, экспонируемая в Эрмитаже, попала туда из этого дома.

Домовладение состояло из трёх каменных зданий: дом по Невскому проспекту, флигель по Большой Морской и трёхэтажный флигель, выходящий на набережную Мойки. В 1858 году по заказу владельцев дом был частично перестроен архитектором Николаем Павловичем Гребёнкой[5]. На главном фасаде овальные окна были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменили пилонами. Части здания, выходящие на Невский проспект и на Большую Морскую, Елисеевы использовали как доходные дома.

В доме проживали и бывали многие известные люди своего времени. В 1780—1783 годах здесь жил архитектор Джакомо Кваренги, в 1820-х годах А.С. Грибоедов (мемориальная доска со стороны Б. Морской улицы). Здесь проводились музыкальные и литературные вечера. В доме часто бывал А.С. Пушкин (в романе «Евгений Онегин» он направляет Онегина на встречу с Кавериным в ресторан Talon, располагавшийся именно в этом доме). Также, на проходивших здесь литературных вечерах, выступал Ф.М. Достоевский.

В конце 19 века у дома было возведено несколько дворовых флигелей, а в 1902 году был проведён капитальный ремонт здания со стороны Мойки. Наследники Елисеевых владели домом вплоть до самой революции.

Советский период

В 1919—1923 годах дом Елисеевых стал по инициативе А.М. Горького Домом искусств (ДИСК). Здесь работали К.И. Чуковский, Н.С. Гумилёв, М.М. Зощенко, В. Рождественский, К. Петров-Водкин. Выступали А.М. Горький, А.А. Блок, Андрей Белый, А.А. Ахматова, Ф. Сологуб, В.В. Маяковский, Г. Уэллс. Именно здесь Александр Грин написал «Алые паруса». 3 августа 1921 года в этом доме был арестован Николай Гумилёв.

Жизнь в Доме искусств отобразила писательница О. Форш в своём романе «Сумасшедший корабль».

Кинотеатр «Баррикада»

В 1923 году в доме открылся кинотеатр «Светлая лента».

В 1920-е годы «немые» фильмы сопровождались «живой» музыкой. В «Светлой ленте» пианистом-тапером работал студент консерватории Дмитрий Шостакович, но проработал он здесь недолго — его вскоре уволили за то, что он своей игрой отвлекал зрителей от фильма.

В 1931 году кинотеатр получил название «Баррикада». В годы блокады Ленинграда кинотеатр не прекращал работу.

Современная история

В 1995—2003 годах прошла реконструкция корпуса со стороны Мойки для компании «Талион». Здесь разместилась гостиница «Елисеев Палас Отель» (позднее переименованная в «Талион Империал Отель»).

14 декабря 2004 года постановлением правительства Санкт-Петербурга главный корпус дома Чичерина был передан под реставрацию и реконструкцию компании «Талион». Здесь должны были открыться новые торговые площади, увеличится вместимость отеля.

В 2005—2010 годах была проведена комплексная реконструкция здания. Проект реконструкции был разработан архитектурным бюро И.Ерохова и М.Соснило, реставрационная часть выполнена НИИ ГП «Спецпроектреставрация», новые интерьеры созданы по проекту Архитектурной студии А.Свистунова и В.Сергеева.

Внутренние дворы здания были застроены новым корпусом, парадная лестница сохранена, отреставрирована и включена в новый корпус. Здание надстроено мансардным этажом с бассейном. Уличные фасады здания, интерьеры парадной анфилады второго этажа, большого зала, угловой лестницы и парадной лестницы были отреставрированы.

В ходе реконструкции был демонтирован дворовый флигель 18 века, произведено комплексное усиление конструкций здания, в том числе с разборкой наиболее ветхой части стен верхнего этажа. Внешний вид демонтированного флигеля можно видеть на рисунке М.В. Добужинского «Двор Дома искусств». В настоящий момент левый и правый корпуса, видимые на рисунке, сохранились и надстроены, а дуговой флигель в центре — разобран, на его месте находится новый корпус большей высоты.

Архитектура

Дом Чичерина (Дом Елисеевых) является памятником архитектуры раннего классицизма[6]. В облике ещё сохраняются отголоски стиля барокко: скругленные раскрепованные углы, овальные окна, в большей части заменённые квадратными в 1858 году. Парадный характер зданию придаёт двухъярусная колоннада подражающая колоннадам на фасадах Зимнего дворца, нижний ярус — тосканского ордера, верхний — композитного. Дом имеет важное градостроительное значение, выходя фасадами на 3 улицы.

Прекрасным образцом стиля высокого классицизма является корпус по Большой Морской улице (дом №14), пристроенный Василием Петровичем Стасовым в начале 19 века. Его фасад оформлен грандиозной на два верхних этажа ионической колоннадой и неглубокой лоджией.

Первоначальная отделка интерьеров Дома Чичерина (Елисеевых) не дошла до наших дней, но сохранились фрагменты декоративного убранства 18 века: колонны и пилястры коринфского ордера в круглом угловом зале 3-го этажа и другие элементы[7].

Вблизи расположены