Даты: 1913—1915 гг.

Автор(ы): архитекторы К.И. Розенштейн и А.Е. Белогруд

Архитектурный стиль: ретроспективизм, неоклассицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова

Экстерьер

Здание, которое является архитектурной доминантой площади Льва Толстого, возводилось как доходный дом и принадлежало архитектору К.И. Розенштейну. В 1908 году архитектор получил разрешение на прокладку новой улицы на Петроградской стороне и этот участок перешёл в его собственность. Розенштейн начал проектирование доходного дома и составил планировочное решение, но для разработки фасадов пригласил архитектора А.Е. Белогруда, который стилизовал здание под средневековый замок.

Планируя новые кварталы Розенштейн разделил землю на десять участков для строительства доходных домов. На месте, гже уже распологался пятиэтажный дом, он решил возвести собственный доходный дом. Строительство было начато в 1913 году и длилось 2 года. В 1915 году здание было завершено.

Приглашённый для разрабокти фасадов архитектор Андрей Белогруд отказался от ордерной схемы и внёс в композицию разнообразие, смело сочетая элементы неоренессанса и неоготики. Мощные шестигранные башни-эркеры вздымаются выше основного массива здания. Разнообразны очертания оконных проёмов. Окна третьего и пятого этажей со стороны улицы Льва Толстого намеренно сдвинуты по отношению к другим этажам, здесь же выступают два эркера.

Оформление этой части здания со смещёнными рядами окон обусловлено тем, что с этой стороны в новое здание был включён существовавший на этом месте пятиэтажный дом, который сохранил также и ряд элементов оформления: «романские» окна во дворе, литые ограждения и двери лестничных клеток.

Углы башен у дома архитектор Белогруд выделил рустовкой, а на стене одной из башен разместился декоративный циферблат со знаками Зодиака. Живописное здание строилось с повышенным запасом прочности, междуэтажные перекрытия несли сделанные по специальному заказу многопролётные двутавровые балки.

Инженерное оснащение дома соответствовало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы. Во дворе здания размещался гараж. Внутренняя планировка, выполненная Розенштейном, отличалась компактностью.

Со стороны Большого проспекта c 1921 года (по другим сведениям с 1915 года) находился кинотеатр на 248 мест, называвшийся сначала «Элит», затем «Конкурент», с 1925 года — «Резец», а с 1930 года — «Арс». В 1972 году его закрыли, а помещение передали студии Ленинградского телевидения, которая распологалась здесь до 1978 года.

После реконструкции, проведённой по проекту архитекторов института Гипротеатр Б.Г. Устинова, Л. Травина и инженера М.Б. Медника в начале 1978 года, помещения кинотеатра переоборудовали для театра. В оформлении особое место занимали изящные чугунные решётки, люстры, рамы и столики Каслинского литья. 12 сентября 1985 года это помещение занял театр миниатюр «Эксперимент», открыв здесь свой седьмой сезон. Театр «Эксперимент» был закрыт в 1995 году, а 17 октября 1996 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, основанного в 1988 году режиссёром, народным артистом России Рудольфом Фурмановым.

Вблизи расположены