Даты: 1710—1720 годы

Автор(ы): архитектор Дж. М. Фонтана, Г. И. Шедель

Архитектурный стиль: Петровское барокко

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: филиал Эрмитажа

Экстерьер

Дворец первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова был возведен на Васильевском острове в 1710-1720-х годах по проекту архитекторов Дж. М. Фонтана и Г. И. Шеделя. Это одно из первых каменных строений Санкт-Петербурга, памятник архитектуры петровского времени. Дворец также являлся и административным центром новой столицы в ранний период её строительства. Со временем здание утратило первоначальный облик, но в 1981 году он был возвращён во время реставрации. С 1967 года во дворце располагается филиал Эрмитажа - Музей русской художественной культуры.

Меншиковский дворец, сохранившийся до нашего времени, являлся частью обширной усадьбы первого Генерал-Губернатора Санкт-Петербурга – Александра Даниловича Меншикова (1673-1729).

Меншиков, сделав прекрасную карьеру, всегда оставался близким другом и соратником Петра I. Пост генерал-губернатора Санкт-Петербурга занимал с 1703 по 1724 год. Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра в «Великом посольстве», один из усмирителей стрелецкого бунта, сержант лейб-гвардии Преображенского полка. Проявил свое мужество и преданность во время Северной войны со шведами, участвовал в 1702 году во взятии Шлиссельбурга, в 1703 году во взятии Ниеншанца. В этом же году был назначен генерал-губернатором Ингерманландии и Петербурга. С 1706 года князь Священной Римской Империи, а с 1707 тайный советник, светлейший князь Российский и герцог Ижорский.

Дворец и усадьба этого знатного вельможи располагались на одном из крупнейших островов Санкт-Петербурга – Васильевском. Весь остров площадью приблизительно 11 квадратных километров, Петр I первоначально целиком пожаловал А. Д. Меншикову в знак благодарности за его заслуги в Северной войне. Но усадьба светлейшего князя заняла относительно небольшую часть огромной территории, разместившись ближе к восточной оконечности (Стрелке) Васильевского острова. От усадьбы к берегу Финского залива проложили сквозь мелколесье просеку.

Строительство усадьбы началось в 1710 году, возводили сразу два здания-каменное и деревянное. Быстро построить каменный дворец не представлялось возможным, так как не хватало ни мастеров, ни строительного материала.

Здание в три этажа на «погребах» возводил итальянский архитектор Франческо Фонтана. Франческо Фонтана прибыл в Россию в 1700-х годах и в течение некоторого времени выполнял заказы Меншикова в Москве. В Петербурге Фонтана работал недолго до 1713 года, когда ему было позволено вернуться на родину. После Фонтаны строительными работами руководил мастер «палатного и гипсового дела» Готфрид Иоганн Шедель, приглашенный Меншиковым в Германском городке Ансбеке. К этому времени дворец в основном уже был построен и Шедель занимался расширением здания и отделкой интерьеров.

В феврале 1714 года Меншиков, вернувшись в Петербург, и поселился на Васильевском острове.

После 1714 года светлейший князь не принимал активного участия в боевых действиях Северной войны, так как «имел слабость в легких и потому склонение к туберкулезу», но продолжал заниматься деятельностью государственной.

В 1716-1720 годах здание дворца было расширено на север и появился замкнутый двор-каре. В 1720-1721 годах к основному зданию параллельно набережной было пристроено западное крыло. Здесь размещались «Наугольные палаты», где в Большом зале заседала Военная коллегия.

В 1727 году было начато строительство восточного крыла, однако до ареста Меншикова успели возвести лишь фундамент. В этом же году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Дворец поступил в казну.

В конце 1720-х годов во дворце некоторое время находились канцелярии различных ведомств. 29 июня 1731 года указом императрицы Анны Иоановны здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование созданному Сухопутному Шляхетскому корпусу (с 1800 года Первый Кадетский корпус).

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для размещения корпуса. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

Из стен Шляхетского Кадетского корпуса вышли многие выдающиеся деятели 18 - первой половины 19 в.: полководцы П. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, драматург и поэт П. Сумароков, первый русский актер Ф. Г. Волков и другие.

Для нужд нового учебного заведения дворец был переделан по проекту архитекторов И. Балка и Ф. Исакова. Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон.

В первой половине 18 века по проекту Д. Трезини к западному флигелю, вдоль нынешней Кадетской линии было построено двухэтажное здание, где разместились жилые и учебные комнаты кадетов.

В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине 18 века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен. Из Вестибюля мраморные статуи были перенесены в Летний сад, а затем в Петергоф и Царское Село. На личной половине Меншикова и в «Варвариных покоях» разместилась дирекция корпуса, а с 1888 до 1924 года здесь находился музей корпуса. Затем коллекции музея были переданы в разные музеи города, в том числе и в Эрмитаж.

После революции 1917 года в здании размещались различные учреждения. Более тридцати лет здесь находилось Ленинградское Военно-политическое училище, тогда же полностью был разорен и перестроен церковный зал.

В 1967 году Меншиковский дворец был передан Государственному Эрмитажу. Во время реставрации в 1981 году дворцу был возвращен первоначальный облик, а в самом здании разместился филиал Эрмитажа - Музей русской художественной культуры первой трети 18 века. Предметы, составляющие сегодня убранство дворца, отобраны, главным образом, из коллекций Эрмитажа, где хранится имущество не только русских царей, но и крупнейших дворянских фамилий, в том числе и конфискованное в 1727 году у князя А. Д. Меншикова.

Архитектура

Архитектура Меншиковского дворца вобрала в себя достижения европейского зодчества: барочных итальянских палаццо и по классически строгих особняков Франции.

По окончании строительства дворец в плане представлял собой замкнутый четырехугольник, образованный главным корпусом в четыре этажа, двумя боковыми флигелями в два этажа и зданиями со стороны сада. Парадный центральный корпус был обращен главным фасадом к Неве. Центр фасада был отмечен массивным крыльцом, боковые ризалиты завершались изогнутыми фронтонами, который были украшены золочеными княжескими коронами.

Вблизи расположены