Даты: 1720—1723 гг., 1817—1823 гг.

Автор(ы): архитектор Н.Ф. Гербель, архитектор В.П. Стасов, скульптор В.И. Демут-Малиновский

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Храм Спаса Нерукотворного Образа

Экстерьер

Архитектурный ансамбль был возведен в 1720—1723 годах архитектором Николаем Гербелем по указу императора Петра I. В 1817—1823 годах комплекс полностью перестроил Василий Стасов. Это замечательный памятник периода высокого классицизма, играющий важную градостроительную роль и выделяющийся совершенством пропорций и богатством светотеневых акцентов. В центре южного фасада располагается церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Комплекс зданий занимает квартал ограниченный Конюшенной площадью, набережными канала Грибоедова и реки Мойки. Конюшенные корпуса, охватывающие многоугольный двор, были возведены в этом месте в 1720-х годах архитектором Николаем Гербелем по распоряжению Петра Великого. В центре южной части позднее была возведена и освящена к 1737 году деревянная надвратная церковь. Авторство проекта приписывают Михаилу Земцову или Доменико Трезини. В 1746 по указу императрицы Елизаветы Петровны деревянную церковь перестроили в камне.

Современный облик комплекс получил в 1817—1823 годах при перестройке по проекту одного из талантливейших зодчих первой половины 18 века Василия Петровича Стасова. В своём проекте Стасов сохранил первоначальную конфигурацию Николая Гербеля[1] и чётко определи роль главного фасада Императорских конюшен за южным. На площадь (на юг) обращены административные корпуса, объединенные в одну композицию надвратной церковью Спаса Нерукотворного.

1 февраля 1837 года в Конюшенной церкви происходила панихида у гроба А.С. Пушкина перед тайной отправкой в Святогорский монастырь, близ села Михайловского.

На протяжении 19 века комплекс подвергался многочисленным перестройкам (модернизациям) в разное время. Работами руководили архитекторы Михаил Земцов, Антонио Ринальди, Пётр Садовников. Во время этих работ первоначальный облик здания был искажен.

После революции конюшенный комплекс отдали конной милиции, затем — гаражу НКВД. В здании церкви с 1923 года размещался клуб конной милиции, а позднее отделение института Гидропроект.

В 1949—1951 годах здание императорских конюшен было реставрировано под руководством архитектора Н.П. Никитина, но без полного воссоздания первоначальной архитектуры фасада со стороны Мойки[1]. Реставрация происходила и в последующие годы.

В 1990 году церковное здание было возвращено Русской православной церкви. Первое богослужение прошло в 1991 году.

В 2001 году ансамбль зданий Главных императорских конюшен получил статус объекта культурного наследия федерального значения. С начала 2000 годов правительство Петербурга находится в поисках инвестора, чтобы на условиях концессии отреставрировать Конюшенное ведомство и приспособить его к современному использованию.

Архитектура

Композиция фасада здания Главных императорских конюшен закреплена по углам павильонами с лоджиями и колоннами дорического ордера. В сторону Мойки (на север) здание обращено протяженным глухим фасадом с полуциркульными окнами, который следует изгибу реки на протяжении около 250 метров.

Со стороны Конюшенного переулка, который связывает набережную Мойки с Конюшенной площадью, дугообразный флигель охвачен великолепной колоннадой из 22 дорических колонн.

На площадь выходят двухэтажные административные корпуса объединенные в единую композицию надвратной церковью Спаса Нерукотворного Образа. Почти кубический объём храма на оси фасада, обращенной на Конюшенную площадь, украшает высокий портик ионического ордера, углублённый в лоджию. Стены по её сторонам несут барельефы на евангельские сюжеты «Несение креста» и «Вход в Иерусалим» исполненные скульптором Василием Демут-Малиновским.

Вблизи расположены