Даты: 1847-1849 гг., 1859 г., 1883-1886 гг., 1894 г., 1968–1970 гг.

Автор(ы): архитекторы А. К. Кавос, В. А. Шретер, С. Гельфер

Архитектурный стиль: эклектика, ренессанс

Объект культурного наследия федерального значения

Здесь размещается:
Экстерьер

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

До середины 19 века эта часть Театральной площа­ди, примыкающая к Крюкову каналу, не была застрое­на. В 1844 году на гастроли в Петербург приехала из Рима цирковая труппа антрепренера и артиста Гверра, который получил разрешение на строительство здесь деревянного цирка.

Власти Петербурга покровительствовали труппе и во всем ее поддерживали. Выступление популярных цирко­вых артистов пользовалось у публики огром­ным успехом. Воспользовавшись этим, Гверра сумел получить разрешение на построй­ку казенного каменного цирка на месте деревянного. Проектировать здание поручили архитектору Альбер­ту Катариновичу Кавосу и 25 апреля 1849 года строительной комиссией был принят план цирка с прямоу­гольником центрального здания и двумя боковыми пристройками конюшен, представлявший собой ком­позицию в форме креста. Но довольно скоро интерес публики к одно­образным цирковым представлениям упал. К осени 1851 года цирковые представления практиче­ски прекратились. В здании театра-цирка начали ставить драматические спектакли.

В 1859 году (в ночь на 26 января) здание на Карусельной (ныне Театральной) площади сгорело. Остались лишь каменные стены, сводчатые перекрытия коридоров и лестницы. По ука­зу Александра II на месте сгоревшего театра-цирка архитекто­ру А. К. Кавосу было поручено возвести новое здание театра. Здание было возведено в 1859—1860 годы. Театр предназанчался для труппы Императорских театров.

Именно тогда, в 1860 году, был создан живописный голубой плафон «Часы с Амурами» в зрительном зале театра. Плафон был выполнен по эскизам итальянского художника Козрое Дузи (1808–1859).

Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Новый театр был назван Мариинским, в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны.

В 1883—1886 годах здание театра было перестроено главным архитектором императорских театров Виктором Шретером при участии архитектора Николая Бенуа. К левому крылу здания был пристроен трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. После этого, в 1886 году, сюда были перенесены балетные спектакли, которые шли до этого времени на сцене Большого театра.

Здание Большого театра неоднократно страдало от пожаров. В 1890 году, после очередного пожара, император Александр III велел его реконструировать. Директор Санкт-Петербургской Консерватории А. Г. Рубинштейн предложил передать здание первому в России высшему музыкальному учебному заведению, что и было в итоге сделано. В 1896 году здание было перестроено архитектором В. В. Николя под нужды Санкт-Петербургской консерватории.

В 1894 году, под руководством Шретера деревянные стропила Мариинского театра были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширено зрительское фойе. Подвергся реконструкции и главный фасад Мариинского театра, получив монументальные формы (которые мы видим сегодня). На куполе здания появилась башенка (элемент системы вентиляции), увенчанная короной и лирой — символом Императорских театров.

В 1914 году по эскизам Александра Головина был создан знаменитый занавес зрительного зала Мариинского театра, который повторяет рисунок шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Выполнен занавес с примененим двух художественных техник — живописи и аппликации.

В 1968–1970 годах была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту архитектора Саломеи Гельфер. Южное крыло здания было «вытянуто» и облик театра приобрел современный вид. Пристройка была решена в едином стиле со зданием театра.

Вблизи расположены