Даты: 1844—1851 гг., 1950—1960 гг. (реконструкция)

Автор(ы): арх. К. А. Тон, арх. В. И. Кузнецов (реконструкция)

Архитектурный стиль: неоренессанс

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: пассажирский терминал железнодорожной станции Санкт-Петербург-Главный

Экстерьер

Построен в 1844—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона и является «близнецом» построенного им же Петербургского вокзала в Москве (ныне Ленинградский вокзал), от которого отличается некоторыми особенностями. Это первая в России попытка найти архитектурный образ здания железнодорожного вокзала. До 1924 года вокзал назывался Николаевским. В конце 1950-х годов по проекту архитектора В. И. Кузнецова вокзал был реконструирован и расширен, перроны непосредственно связаны с переходами в метро.

В начале 1842 года Николай I повелел приступить к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.

Дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения.

Вскоре после объявления о строительстве С.Петербург-Московской железной дороги был организован конкурс на проектирование и строительство здания вокзалов в столице и Москве с необходимой инфраструктурой. С «высочайшего одобрения» к участию в творческом соревновании были допущены А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов и К. А. Тон. Победителем конкурса стал проект в стиле неоренессанс предложенный Константином Тоном. В решении фасадов Московского вокзала архитектор использовал палладианский прием поярусного распределения ордеров[1]. Ось главного фасада акцентирована часовой башней.

В начале 1844 года были одобрены «переделанный согласно высочайшим замечаниям архитектором Тоном проект на устройство в Петербурге пассажирской станции» и составленный им же проект станционного здания в Москве, которое в уменьшенном виде повторяло петербургское.

Строительство вокзала в Петербурге было завершено в 1851 году к открытию железной дороги (вокзал в Москве был закончен в 1849 году). Движение по дороге было открыто в 1851 году, её протяжённость составила 645 км.

18 августа 1851 года с Николаевского вокзала столицы в Москву отправился императорский поезд. Первый поезд для простых пассажиров был отправлен 1 ноября 1851 года.

До 1855 года дорога называлась — Санкт-Петербурго-Московская. После смерти императора, с 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1855 года железная дорога начала именоваться Николаевской железной дорогой в честь Николая I.

В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал назвали Московским.

10 июня 1931 года от Московского вокзала отправился первый в стране фирменный поезд — «Красная стрела».

В конце 1950-х годов началась реконструкция и расширение вокзала по проекту архитектора В. И. Кузнецова. В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании устроены подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания». В 1967 году был открыт большой приемный зал (Большой зал) площадью 2700 квадратных метров, пространство которого покрыто алюминиевым ячеистым потолком. Внутри зала на черном высоком пьедестале был установлен бюст В. И. Ленина работы скульптора Л. А. Месса. В 1993 году на месте памятника В. И. Ленину в Большом зале Московского вокзала был открыт бюст Петра I работы скульпторов А. С. Чаркина и В. В. Оленева.

Бюст императора выполнен из бронзы и установлен на высоком пьедестале отделанном черным лабрадором. Высота бюста составляет 299 см, высота постамента 450 см.

Литература и источники1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 79.

Вблизи расположены