Даты: 1899—1901 гг.

Автор(ы): архитектор А. Н. Померанцев, Г. И. Люцедарский

Архитектурный стиль: неоклассицизм, неоренессанс

Объект культурного наследия регионального (местного) значения

Экстерьер

Это комплекс зданий. Первое (восточное) здание Народного дома построено в 1899—1901 годах. В 1910—1911 годах возведён западный корпус («Народная аудитория»). Его железобетонный купол считался в то время крупнейшим в мире. Архитектором зданий был Г. И. Люцедарский, а попечителем и инициатором постройки Народного дома принц А. П. Ольденбургский. В 1932 году восточное здание сгорело. В 1933-1936 годах на его месте по проекту архитекторов Н. А. Митурича и В. П. Макашова было построено здание Театра им. Ленинского комсомола (ныне Театр «Балтийский дом»), решенное в неоклассическом стиле.

Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-зрелищное, просветительское учреждение. В Петербурге первый народный дом открылся в 1883 году, а к началу 20 века в городе функционировало уже около двадцати таких заведений.

Народные дома создавались начиная с конца 1880-x годов, а после Революции 1905 года этот процесс шел особенно активно. Большинство из них до 1914 года были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), но существовали и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями.

В 1896 году в Нижнем Новгороде проходила 16 Всероссийская промышленная и художественная выставка. На ней архитектор А. Н. Померанцев представил павильон со стеклянным куполом и чугунным каркасом. Принц Александр Петрович Ольденбургский (председатель Петербургского городского попечительства о народной трезвости) обратился в министерство финансов с ходатайством, чтобы конструкции этого сооружения после выставки были переданы ему и перевезены в Петербург. Планировалось использовать их при постройки здания для центрального учреждения Попечительства.

Герцог Александр Константин Фридрих (Принц Александр Петрович) Ольденбургский (1844—1932) — русский генерал от инфантерии (с 1895), генерал-адъютант, сенатор, член Государственного совета. По линии отца — правнук императора Павла I.

Также Александр Петрович просил передать ему под строительство территорию в Александровском парке, примыкающую к Зоологическому саду. Именно в этом месте в 1899—1901 годах, по проекту архитектора Григория Николаевича Люцедарского, был построен Народный дом (попечителем которого стал принц А. П. Ольденбургский).

При строительстве был использован вышеуказанный каркас с некоторыми изменениями. Для уменьшения нагрузки верхнюю часть стен выложили из кирпича изготовленного из пробковой массы (феллолита), который доставлялся в Петербург из Гамбурга. Здание было оборудованно самой современной на то время противопожарной системой и системой вентиляции, для обеспечения комфортных условий одновременного пребывания в помещении нескольких тысяч человек.

Торжественное освящение здания Народного дома, названного «Заведением для народных развлечений императора Николая II», состоялось 12 декабря 1900 года.

Комплекс Народного дома состоял из трех основных частей:

  1. центральная часть завершавшаяся стеклянным куполом в которой распологались фойе и вестибюль;
  2. левая часть здания, где находился театральный зал на 1250 мест (партер и балкон);
  3. правая часть здания с залом для народных гуляний и эстрадой (сценой). Колонны в этом зале не были облицованы и имели металлическую поверхность, поэтому зал получил название «Железного».

В театральном зале действовал драматический театр. Режиссером-постановщиком был А. Я. Алексеев, который руководил всей театральной деятельностью в Народном доме. В репертуаре были исторические пьесы и феерии. В 1909 году его сменил режиссер С. М. Ратов, который обновил репертуар добавив в него серьезные современные пьесы.

В саду у Народного дома были установлены качели и карусели, действовали атракционы. С 1908 по 1917 год, от Народного дома до Мытнинской набережной действовала малая железная дорога, привлекавшая много внимания как детей, так и взрослых (паровоз и три вагона для неё были изготовлены в Нью-Йорке). Позднее были устроены Американские горки для катания.

В 1910—1911 годах с западной стороны Народного дома был возведен новый корпус, получивший название «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца А. П. Ольденбургского» («Народная аудитория»). Архитектором корпуса также был Г. Н. Люцедарский.

Железобетонный купол нового зала считался в то время крупнейшим в мире, а его вместительность составила 2767 мест (в том числе партер, амфитеатр на 728 мест и 76 лож, 3 яруса).

Открытие Народной аудитории состоялось 4 января 1912 года оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя». Корпус планировался и функционировал как Оперный зал.

В едином Народном доме Николая II существовали три труппы – драматическая (выступавшая в театральном зале восточного крылы), оперная и балетная, игравшие в новом Оперном зале (в западном крыле).

Народный дом пользовался большой популярностью, здесь собирались люди со всего Петербурга. В воскресные дни Дом посещало до 20 тысяч человек. На его сцене выступали такие знаменитости, как В. Н. Давыдов, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин.

После Октябрьской революции 1917 года

После революции Народный дом стал государственным. В 1919 году ему было присвоено имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург («Государственный Народный дом имени К. Либкнехта и Р. Люксембург»). Здесь работали различные театры: оперный, театр марионеток, детский музыкальный театр. Показывались и эстрадные представления.[1]

В 1924 году Оперный зал Госнардома был переоборудован под кинотеатр, получивший название «Великан».

5 декабря 1928 года в Оперном зале Народного дома премьерой «Чудеса XX века, или Последний перевозчик», поставленной режиссером Д. Гутманом, открылся Ленинградский Мюзик-Холл. Кинотеатр был перенесен в Железный зал.

Первый Ленинградский Мюзик-Холл стал широко ивзестен благодаря сотрудничеству И. О. Дунаевского и «Теа-джаза» Л. Утесова. В 1929 году Дунаевский стал музыкальным руководителем и главным дирижером Мюзик- Холла. Было поставленно несколько эстрадно–песенных программ, в которых выступали певцы–солисты Л. Утесов и К. Шульженко[1].

После Ленинградского Мюзик-Холла, в Оперном зале, вплоть до 1939 года, работал Театр музыкальной комедии.

В 1932 году восточное крыло Государственного Народного дома сгорело. На его месте в 1933—1936 годах, по проекту архитекторов Н. А. Митурича и В. П. Макашова, было построено здание Театра имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»).

Театр им. Ленинского Комсомола создан в 1936 году в результате объединения трупп Красного театра и Театра рабочей молодёжи.

В годы Великой Отечественной войны здание получило повреждения. Серьезно пострадал Железный зал, была утрачена его отделка.

В 1950 году после реконструкции, осуществлённой по проекту архитекторов К. Л. Иогансена и Е. М. Соколова, в Оперном зале вновь открылся кинотеатр «Великан». Его живописный плафон был выполнен художником А. В. Трескиным. Кинотеатр стал первым в Ленинграде широкоформатным кинотеатром премьерного показа и кинофестивалей.

В 1957—1959 годах была проведена реконструкция Железного зала, после чего здесь был открыт Планетарий. Работы велись по проекту архитектора Брегман Раисы Абрамовны. Ленинградский планетарий стал третим в Советском Союзе, после Москвы и Волгограда. В «звездном» зале был установлен аппарат «Большой Цейс», изготовленный в Германской Демократической Республике. Аппарат проецировал на сферический экран-купол планеты и звезды с присущими им степенью яркости и цветом, создавая картину звездного неба. На четвертом этаже планетария была устроена небольшая астрономическая обсерватория для посетителей.

В 1978 помещение кинотеатра «Великан» было передано Мюзик-холлу. В связи с этим была проведена реконструкция зала, которая продлилась с 1981 по 1988 годы. Работы велись 12-й мастерской ЛенНиипроект (архитекторы М. Будневич, Т. Гасанов, И. Кучерова). В 1988 году состоялось открытие Мюзик-холла.

Литература и источники1. musichallspb.ru

Вблизи расположены