Даты: 1955—1958 гг.

Автор(ы): инж. В.В. Демченко, Б.Б. Левина, арх. Л.А. Носкова, В.А. Грушке.

Экстерьер

Разводной Сампсониевский мост через Большую Невку соединяет правый берег Невы и Петроградский остров, связывая Выборгский и Петроградский районы Петербурга. Первый постоянный мост возвели здесь в 1847 году. В начале 20 века старый мост из-за ветхости разобрали и почти полвека в эксплуатации находился временный деревянный мост, получивший название мост Свободы. Современный мост был сооружён в 1955—1958 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и В.А. Грушке.

История Сампсониевского моста

Первый мост появился здесь в 1806 году, когда сюда, из другого места, перевели Гренадерский наплавной мост. В 1847 году здесь был построен деревянный свайный мост с разводным пролётом (второй пролёт с Выборгской стороны). Это был один из первых мостов, пришедших на смену плашкоутным. В 1877 году мост был усилен для прокладки линии конки[1].

Изначально мост назывался Выборгским, так как вёл на Выборгскую сторону. Название Сампсониевский он получил в 1822 году по Большому Сампсониевскому проспекту.

Иногда мост также называли Госпитальным по находившемуся поблизости Военно-сухопутному госпиталю[2].

В 1889 году по проекту инженера Н.М. Мазурова был выполнен капитальный ремонт моста при котором разводной пролёт перенесли на его середину. На опорах были установлены чугунные столбы прямоугольного сечения с фонарями, перила были деревянными.

К началу 20 века Сампсониевский мост пришёл в ветхое состояние. В 1907—1908 годах, в связи с предполагавшейся прокладкой по мосту трамвайных путей, был одобрен проект нового металлического моста. В 1908 году возвели временный деревянный объездной мост с разводным пролётом посередине, продольная ось которого была расположена ниже по течению реки на 65 метров от существовавшего. Старый мост был разобран, но новый металлический мост так и не был построен. В 1908 году по объездному мосту открылось трамвайное движение.

В 1923 году мост переименовали в мост Свободы. В 1937 году под руководством инженера А.С. Граблевского произведён капитальный ремонт объездного деревянного моста, при этом часть несущих элементов конструкции моста были заменены на металлические. В 1955 году из-за ветхого состояния мост Свободы был закрыт.

Современный мост возвели в 1955—1958 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и В.А. Грушке. До 1991 года он назывался мостом Свободы. 4 октября 1991 года мосту вернули историческое название — Сампсониевский[2].

Архитектура Сампсониевского моста

Сампсониевский мост — это автодорожный металлический семипролётный разводной мост. По своей конструкции и системе он схож со своими предшественниками — Каменноостровскому и Ушаковскому мостами, но отличается от них береговыми железобетонными сводами и наличием у устоев гранитных дугообразных лестничных спусков к воде. На Сампсониевском мосту установлено чугунное перильное ограждение с чугунными тумбами. На устоях, железобетонных сводах и на всех опорах установлен гранитный парапет. Мост украшают чугунные столбы увенчанные круглыми обоймами с шестью сферическими светильниками по периметру.

В 2012—2013 годах при создании развязки на правом берегу Невы часть Сампсониевского моста стала отдельным путепроводом над тоннелем Пироговской набережной и дамбой на расширенной развязке, что привело к сокращению его общей длины. Длина современного Сампсониевского моста составляет 193 метров, ширина 27 метров.

Литература и источники1. Отчет С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб., 1879. — С. 218. 2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика. Сост. С.В. Алексеева, А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев и др. СПб.: Лик, 1997. 3. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. М.С. Бунин. Ленинград: Стройиздат, 1986. 4. Мосты и набережные Ленинграда. Ю.В. Новиков. Сост. П.П. Степнов. Ленинград: Лениздат, 1991. 6. Повесть о ленинградских мостах. А.Л. Пунин. Ленинград: Лениздат, 1971. 7. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. С.Е. Алтунин, Е.В. Тумилович. Москва: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963.

Вблизи расположены