Даты: 1818 г., 1842—1843 гг., 1929—1930 гг.

Автор(ы): арх. В.И. Гесте, инж. Е.А. Адам, инж. О.Е. Бугаева, инж. В.В. Чеботарев

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Этот мост считается самым широким в мире – при длине в 29 метров его ширина составляет 97,3 метра. Мост перекинут через реку Мойка и является частью ансамбля Исаакиевской площади. Первый мост в этом месте появился в 1737 году и был деревянным, к середине 18 века он опирался уже на каменные опоры, а в 1818 году стал чугунным. Современный вид мост получил после перестройки в 1842 году. Название моста связано с тем что первый деревянный мост был выкрашен в синий цвет.

Мост соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко (бывший Новый переулок) и Вознесенским проспектом и, можно сказать, является «невидимкой»: из-за своей рекордной ширины он воспринимается частью площади. По отношению к таким мостам используется термин «мост-площадь».

В начале 18 века участок, на котором сейчас расположена Исаакиевская площадь, был «землёй при Адмиралтействе», частью Адмиралтейского луга, выполняя функцию гласиса.

Гласисом называли пологую земляную насыпь перед наружным рвом крепости, она возводили с целью улучшения условий обстрела впереди лежащей местности.

По берегам реки Мойки начали строить жилые домами уже в петровское время, а в 1730-х годах, после того как Адмиралтейство перестало быть крепостью, началась активная застройка пространства по его периметру.

В 1736—1737 годах были проведены работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными щитами.

В 1737 году мастером Г. ван Болесом в этом месте был построен деревянный подъёмный (разводной) мост. Этот мост с 20 апреля 1738 года был назван Синим. Связано это было с тем что мост был выкрашен в синий цвет (по мнению краеведов, тот синий цвет был более ярким, чем современный).

В 1738 году произошли пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской, а у Синего моста устроить пристань. В 1755 году у моста снова предполагалось устройство пристани, на ней намеревались разгружать соль.

В середине 18 века мост перестроили, он стал трёхпролётным на каменных опорах с деревянным пролётным строением.

В конце 1700-х годов площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда», в поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска нанимателей: на площади можно было найти артели плотников, каменщиков. Работников на рынке можно было не только нанять, но и купить. В народе место это называли «рабий рынок». Рынок просуществовал до 1861 года.

В 1805 году мост был перестроен по типовому проекту однопролётных тюбинговых чугунных арочных мостов на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой архитектора и инженера В.И. Гесте. Проект был адаптирован к местности в 1807 году, его реализация была закончена в 1818 году открытием однопролётного чугунного моста на каменных опорах. Чугунные конструкции были изготовлены на Олонецком казённом чугунолитейном заводе.

Тот Синий мост был значительно более узкий, чем существующий сейчас (ширина моста в 1818 году составляла 41 метр) и освещался фонарями на гранитных обелисках.

В 1842—1844 годах в связи с постройкой Мариинского дворца мост значительно расширили до створа переулка Антоненко. Работы выполняли инженеры Е.А. Адам, А.Д. Готман, И.С. Завадовский. В ходе выполнения работ гранитные обелиски были заменены на чугунные фонари.

В 1920-х годах в низовой, расположенной ближе к устью Невы (восточной), части моста были обнаружены сквозные трещины. В связи с угрозой обрушения моста, в 1929-1930 годах была проведена реконструкция его несущих конструкций: часть чугунных конструкций западной половины моста были заменены железобетонным бесшарнирным сводом. Работы выполнены по проекту инженеров В.В. Чеботарева, О.Е. Бугаевой. В ходе работ были утрачены фонари, декор низовой части и тюбинги 1818 года (производства завода Берда).

В 1938 году каменное мощение на мосту было заменено асфальтобетоном.

В 2001 году специалистами ГУП «Мостотрест» было проведено диагностическое обследование сооружения, а в 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста и реставрации декора по проекту инженера Т.Ю. Кузнецовой и архитектора О.А. Кузеванова.

В 2013-2014 годах был проведен капитальный ремонт моста с увеличением его грузоподъемности.

Вблизи расположены