Даты: 2011 г.

Автор(ы): художник и скульптор А. Таратынов

Экстерьер

Скульптурная композиция, посвященная зодчим Петербурга, была установлена в 2011 году. Её автор — заслуженный художник России А. Таратынов. Композиция включает 8 фигур известных архитекторов, внесших значительный вклад в формирование исторического облика Петербурга в разное время, но объединенных автором за одним столом.

В композиции представлены архитекторы:

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814),

Воронихин родился на Урале в семье крепостного у графа Строганова. В 1801 году архитектор начал работу над главным проектом своей жизни — Казанским собором. Другим известным творением архитектора стало здание Горного института, построенное в 1806-1811 годах. Здание института и Казанский собором — единственные творения Воронихина, дошедшие до нас в своем первоначальном виде.

Жан Франсуа Тома де Томон (1759? -1813),

Точное место и дата рождения архитектора неизвестны. Первым реализованным проектом Тома де Томона в Петербурге стала реставрация здания Большого (Каменного) театра, который не сохранился. Главная же работа Тома де Томон — архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, включающий здание Биржи, Ростральные колонны и гранитную парадная пристань.

Василий Иванович Баженов (1737-1799),

Баженов в основном работал в Москве, единственным зданием Петербурга, в строительстве которого он принимал участие является Михайловский замок, над которым также работал В. Бренна, впоследствии завершивший его возведение. Поэтому размещение скульптуры Баженова в ряду величайших творцов Петербурга, вопрос спорный.

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (1786-1858),

Монферран родился во Франции, в предместье Парижа. Его отец был учителем верховой езды, потом директором Королевской академии в Лионе. Дед Монферрана Леже Рикар — инженер, строитель мостов. Огюст поступил в Королевскую специальную школу архитектуры, но занятия там совпали с началом наполеоновских войн и Монферран был призван в конногвардейский полк, направленный в Италию для охраны завоеванных территорий. В том же году после участия в бою он получил чин сержанта, был ранен в бедро и голову и, оставив службу в армии в 1807 году, возвратился в Школу архитектуры. В 1813 году после окончания школы, он вновь отправляется в действующую армию. Отличившись в сражении при Арно, Монферран был награжден орденом Почетного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. После отречения Наполеона, в 1814 году, Монферран оставляет армию и возвращается в Париж, здесь он занимается строительными работами. К тридцати годам Монферрану так и не удалось построить что-то по собственным проектам. Озабоченный этими мыслями, он в 1814 году воспользовался пребыванием в Париже Александра I и поднес ему папку своих проектов. Работы Монферрана понравились императору и в 1816 году он был приглашен в Петербург.  По приезду в Россию, архитетор сразу же принял участие в конкурсе на строительство нового Исаакиевского собора, представив 24 проекта. В итоге строительство Собора стало делом всей жизни архитектора. Другим его знаменитым творением стала Александровская колонна на Дворцовой площади. Последняя работа Монферран — памятник Николаю I на Исаакиевской площади.

Доменико Андреа Трезини (1670-1734),

Родился в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции — в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. Затем вернулся домой, но вскоре отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей», но желаемого дохода ему это не приносило. В это время на работы Доменико обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. В 1706 году Доменико Трезини был приглашен в Россию, условия приглашения были таковы, что архитетор сразу дал свое согласие. Одной из первых его российских работ стал форт Кроншлот, который до наших дней не сохранился. Затем Доменико был привлечен к перестройке земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. А в 1712-1733 годах архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (не сохранился). В это же время Трезини рабол над Летним дворцом Петра I. В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение — Здание Двенадцати Коллегий — первое каменное административное сооружение в Санкт-Петербурге.

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси (1775-1849),

Родился в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим. В 1788 году Росси поступает в известную немецкую школу St.Petri-Schule. Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях: 1818-1822 - дворцовый комплекс на Елагином острове; 1819-1825 - реконструкция пространства с юга от Марсова поля (дворец великого князя Михаила Павловича, Михайловский сад, Михайловская площадь (ныне площадь Искусств), Манежная площадь); 1819-1829 - завершено формирование Дворцовой площади (здесь им было создано здание Главного Штаба с аркой); до 1834 года - создание единого ансамбля Александрийской площади (ныне площадь Островского) с Александринским театром как композиционным центром, за которым архитектор проложил Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси). Здесь Росси была создана самая симметричная улица в мире (длина улицы — 220 метров, ширина — 22 метра, высота зданий — 22 метра); 1824-1839 - окончательное оформление Сенатской площади (сейчас площадь Декабристов) со строительством зданий Сената и Синода.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811),

Родился в Петербурге в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена. Главное творение Захарова в Петербурге - здание Адмиралтейства. Оно стало единственным сооружением архитектора, дошедшим до наших дней без изменений. Также он, будучи главным архитектором Адмиралтейств-коллегии, создал ряд проектов для Кронштадта, в том числе Андреевский собор. В Санкт-Петербурге им также были сделаны проекты перестройки провиантских складов, Морских казарм (на месте Дворца Труда), Морского госпиталя и Галерного порта.

Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771).

Франческо Растрелли родился в Париже в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию. Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию. За время своей работы Растрелли реализовал множество проектов, помимо Петербурга его творения можно встретить в Латвии, Москве и Киеве. Одной из первых его работ в Петербурге, стало участие в строительстве Аничкова дворца, начатого архитектром Земцовым. В 1747 году Растрелли начинает перестраивать дворец в Петергофе. В 1748 году императрица Елизавета поручает ему строительство Смольного монастыря. В 1748 году Растрелли начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе, ставшего одним из самых грандиозных дворцовых комплексов 18 века. По проекту Растрелли возводится дворец Строгановых. В 1753 году начинанает строительство нового Зимнего дворца. Также Франческо принимает участие в постройке Гостиного двора: строительство здания было начато по проекту Франческо, но вскоре оно было приостановлено, так как купцы посчитали его слишком дорогим, в итоге Гостинный двор был завершен уже по другому проекту.

Рядом со скульптурной композицией посвященной архитекторам, в Александровском парке, размещается комплекс посвященный Санкт-Петербургу, который включает памятник Апостолу Петру - покровителю города и исторический центр города в миниатюре, где представлены знаменитые памятники архитектуры Петербурга. Автором этой композиции также является художник и скульптор Александр Таратынов.

Вблизи расположены