Смольный Воскресения Христова собор

Смольный собор

пл. Растрелли, 3/1

Полное название: Смольный Воскресения Христова собор

Дата постройки: 1748—1835 гг.

Автор(ы) проекта: архитекторы: Б. Ф. Растрелли (автор проекта), Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов, П. И. Таманский

Архитектурный стиль: русское барокко, барокко

Объект культурного наследия федерального значения (7810656007)

Фотографии
Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного (Воскресенского, Новодевичьего) монастыря – первого в Петербурге женского монастыря. В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» - дворца, в котором она прожила своё юношество. Автором проекта ансамбля стал Б. Ф. Растрелли.
Описание

Архитектором собора был назначен — Бартоломео Франческо Растрелли (1700—1771 гг.). В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

Торжественная церемония закладки храма состоялась 30 октября 1748 года[1]. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли.

К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты. Началось возведение самого собора. Но вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, приостановившая строительство комплекса[1]. А 25 декабря 1761 года умерла Елизавета Петровна, на трон вступил Петр III. В итоге финансирование осуществлялось на недостаточном уровне, и строительство шло медленно.

К 1762 году возведение собора было завершено. Начались работы по его отделке, которые осуществлялись под руководством архитектора Ю. М. Фельтена. 

27 июня 1764 года состоялось открытие Смольного института — первого в России женского учебного заведения, положившего начало женскому образованию. Институт был основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 года. Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре. Первоначально учреждение именовалось «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Строительство ансамбля Смольного монастыря было завершено под руководством архитектора В. П. Стасова в 1835 году. Из первоначального замысла Б. Ф. Растрелли полностью воплощенного в авторской модели, хранящейся в Музее Академии художеств, осталась не осуществленной только грандиозная колокольня (высотой 140 м).

На месте, которое должна была занять колокольня, в 1830-х годах архитектор В. П. Стасов устроил площадку торжественного подхода к собору, огражденную чугунной оградой собственного рисунка (одной из лучших решеток города[1]) и симметричными корпусами, фланкирующими въезд, в стиле классицизма. В это же время Стасов завершил отделку интерьера собора.

В 1860-х годах архитектором П. И. Таманским был переработан внешний вид корпусов, которые были выстроены В. П. Стасовым в стиле классицизма. Таманский придал корпусам черты стиля барокко, объединив их, таким образом, с архитектурой собора.

После революции, 20 апреля 1922 года, из Смольного собора было изъято практические всё церковное имущество, а в 1923 году было принято решение о его закрытии. Однако, в итоге, собор был закрыт только в 1931 году.

В 1972 году был демонтирован иконостас собора.

В отличие от других крупнейших храмов Санкт-Петербурга, Смольный собор не стал музеем. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал.

24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва, молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений.

7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее.

После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням.

6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

В 2015 году Смольный собор был окончательно передан в ведение РПЦ.

Площадь перед монастырем названа в честь Ф. Б. Растрелли, как дань уважения заслугам архитектора.

Архитектура

Представляет собой ансамбль жилых — келейных корпусов, трапезной и библиотеки, составляющих крестообразный парадный двор с четырьмя церквами-башнями по углам и грандиозным пятиглавым собором в центре (высота храма 92 метра). Служебные дворы по сторонам охвачены глухой оградой с фигурными башенками.

Замкнутый ансамбль монастыря характерен для середины 18 века и является выдающимся произведением стиля русского барокко, характеризующегося декоративной пластической и цветовой насыщенностью. В некоторых монастырских корпусах сохранилась отделка Растрелли.

От монастыря до берега Невы простирается  парк, объединяющий три рядом стоящих здания монастыря и бывших воспитательных институтов, учрежденных при монастыре в середине 1760-х годов.

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 107, 108.

Copyright © Madyudya Denis 2015-2018