Даты: 1752-1754 гг., 1791-1811 гг., 1842 г.

Автор(ы): архитектор Ф.Б. Растрелли, А. Воронихин, П. Садовников

Архитектурный стиль: русское барокко

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Филиала Русского Музея «Строгановский дворец»

Здесь размещается:
Строгановский дворец (Музей) - Русский музей →

Дворец, принадлежавший знаменитому роду графов Строгановых, является филиалом Русского музея. Для посещения открыты 16 парадных залов дворца, в части из них размещена постоянная экспозиция "Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801-1825)". Также постоянно действует экспозиция в Минералогическом кабинете графа А.С. Строганова, где представлена коллекция минералов. В анфиладе первого этажа регулярно проводятся временные выставки.

Экстерьер

Автором дворца был архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. В 1752-1754 годах он объединил существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, в единое целое общим фасадом в стиле русского барокко. В конце 18 — начале 19 веков Андрей Никифорович Воронихин перестроил северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Воронихин также реконструировал и создал заново ряд интерьеров. В 1842 году архитектор Пётр Семёнович Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».

Известно, что участок, занимаемый ныне дворцом, в 1736 году пострадал от пожара. И на погорелом месте портной Иоганн Нейман (владелец соседнего дома) «зачал строение каменного дому в два апартамента по Невской прешпективой, да в заворот по речке Мье». Проект дома для Неймана составил архитектор Михаил Григорьевич Земцов (1688—1743). В единый комплекс с особняком портного были встроены соседний дом придворного повара Шестакова и дом Янкова — адъютанта генерала Салтыкова (пр. Невский, 19).

Ещё недостроенный дом Неймана, в 1742 году, приобрели братья Александр, Николай и Сергей Строгановы, представители старинного купеческого рода.

В 1752-1754 годах был возведён дворец, автором которого стал архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Принадлежащие Строгановым дома архитектор объединил в единое целое общим фасадом, выстроенным в стиле барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором (стюком) и позолоченными перилами из железа. Дворец был построен «глаголем» (в плане дворцовое здание имеет форму буквы «Г»). Вход осуществлялся со двора в корпус, стоящий на набережной Мойки.

В 1791-1811 годах Андрей Никифорович Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенных корпусах — восточном и южном.

В 1842 году Петр Семёнович Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и желаниями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых были Франческо Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин, Федор Демерцов, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников и другие. К началу двадцатого века многие помещения дворца утратили первоначальный облик, а некоторые сохранили лишь отдельные его элементы.

Советские период

В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в «Народный дом-музей», формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу.

В 1929 году помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х годов Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. С 1970 года генеральным арендатором становится Ленинградское предприятие «Эра» МСП СССР.

4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца», таким образом Строгановский дворец стал филиалом Русского музея.

Реставрация дворца

С 1989 по 2000-е годы проведены реставрационные работы, которые позволили вернуть Строгановскому дворцу его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Растрелли. Во дворце был открыт для посетителей Большой танцевальный зал. Восстановлены две анфилады парадных залов второго этажа, оформленные самыми известными русскими архитекторами 18-19 веков — Ф. Демерцовым, А. Воронихиным, П. Садовниковым, И. Колодиным.

В 2002-2005 годах полностью возвращён первоначальный облик Минералогического кабинета, созданного Андреем Воронихиным в 1791-1792 годах по заказу графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811) для размещения его библиотеки и коллекции минералов.

Архитектура

Строгановский дворец — один из лучших образцов архитектуры русского барокко. Фасады здания симметричны, а их центры по проспекту и набережной парадно подчеркнуты сочными декоративными портиками. Интерьеры дворца предствляют собой образцы эпохи барокко, классицизма, историзма. Особенно интересны Танцевальный зал (Большой танцевальный зал) спроектированный Растрелли, а также ряд помещений созданных Воронихиным: «Минеральный кабинет» и Угловой зал (Парадная столовая) с пилястрами, выходящий на Невский проспект и набережную реки Мойки.

Танцевальный зал — единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Джузеппе Валериани «Триумф Героя».

Минералогический кабинет («Минеральный кабинет») графа А.С. Строганова украшают четыре аллегорических барельефа, представляющие стихии: "Огонь", "Земля", "Воздух" и "Вода". Перспективная роспись купола зала исполнена, предположительно А. Гонзаго в начале 19 века.

Также интересны Арабесковый зал (примыкает к кабинету графа А.С. Строганова) выполненный по проекту архитектор П.С. Садовникова, Зал с дубовым камином решенный по типу охотничьих кабинетов в английских замках для любителя охоты графа С.А. Строганова (1852–1923) и картинная галерея (Зал Гюбера Робера) оформленный живописными полотнами французского художника Гюбера (Юбера) Робера (1733—1808) по заказу графа А.С. Строганов в 1773 году. Существующая отделка картинной галереи выполнена архитектором И.Ф. Колодиным в 1810 году.

Вблизи расположены