Театр графа Апраксина (Императорский Малый театр)

наб. Фонтанки, 65

Даты: 1876-1877 гг., 1901-1902 гг.

Автор(ы): архитектор Л. Ф. Фонтана, А. К. Гаммерштедт

Архитектурный стиль: необарокко, эклектика

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (БДТ)

Экстерьер

Малый театр, Театр им. А. С. Суворина, Большой драматический театр

Здание было возведено в 1876—77-х годах архитектором Л. Ф. Фонтана и принадлежало графу А. С. Апраксину. Изначально театр сдавался в аренду Дирекции Императорских театров и использовался как вспомогательная сцена для выступлений Александринского театра. В 1895—1917 годах здесь действовал театр Литературно-художественного общества, более известный как театр им. Суворина. В 1901 году здание было уничтожено пожаром, но вскоре восстановлено. С 1920 года в здании работает Большой драматический театр.

Здание театр было построено на принадлежавшем Апраксиным земельном участке, который в начале 18 века выделил дворянскому роду Петр I.

«Постройка здания предпринята в 1876 г. автором проекта, академиком архитектуры Людвигом Францевичем Фонтана, собственными средствами, на арендованном участке земли обширного, так называемого, торгового двора гр. Апраксина. Окруженное торговыми помещениями, здание театра проектировано с изящным, во вкусе эпохи Людовика XVI, фасадом только в передней части, выходящей на набережную р. Фонтанки, а в прочих частях ему придан скромный видь, соответственный торговым помещениям, устроенным в здании с трех сторон внутри двора. В таком виде вся постройка вышла стоимостью до 500000 руб., на что немало повлияла затруднительность кладки фундаментов, глубина заложения которых местами достигала до 10 аршин, потому что, в диагональном направлении площади здания встретилась засыпанная когда-то речка... В настоящее время, как мы слышали, здание театра уступлено Л. Ф. Фонтана в полную собственность владельцу земельного участка гр. Апраксину.»[2]

Граф Антон Степанович Апраксин планировал самостоятельно заниматься театральными постановками, но в то время в России существовала государственная монополия на публичные театральные зрелища. В итоге продолжительной переписки между Апраксиными и Дирекцией Императорских театров, Антон Степанович сдал свой театр в аренду филиалу Александринского театра, получившему название Императорский Малый театр.

Императорский Малый театр выполнял функцию вспомогательной сцены для выступлений Александринского театра и не давал постоянных спектаклей.

После отмены государственной монополии на публичные театральные постановки, в 1880-90-х годах здание театра сдавалось различным антрепренерам для драматических и опереточных спектаклей.

Указ об отмене государственной монополии на театральные представления был издан 31 марта 1883 года. После этого в России стали создаваться многочисленные частные театры и антрепризы, деятельность которых ранее была запрещена.

В 1895 году здание театра Апраксина было арендовано Литературно-художественным обществом и здесь началась полноценная театральная жизнь с постоянными постановками. Общество было организовано на паях А. С. Сувориным, а также П. П. Гнедичем и П. Д. Ленским. Со временем Суворин фактически стал владельцем театра, а Гнедич занимался репертуарной частью до 1901 года, когда он перешел в Александринский театр. В это время за театром закрепилось название Суворинского театра или Малого театра.

В 1901 году здание театра серьезно пострадало от пожара и было закрыто на реконструкцию, которая продлилась чуть больше года. Осенью 1902 года восстановленное здание было открыто.

После смерти Суворина в 1912 году, театр стал официально носить его имя. Руководители театра им. А. С. Суворина делали ставку на приглашение известных актеров, постановки модных и новых пьес. Стимулируя развитие современной отечественной драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес.

Театр им. Суворина открыл русской публике имя М. Метерлинка, пьесы Э. Ростана. Здесь выступали: Е. Н. Горева, М. Т. Иванов-Козельский, Э. Росси, Э. Дузе, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли и другие.

Театр им. Суворина арендовал здание до 1917 года, после революции здание театра было национализировано и несколько лет оставалось бесхозным и не отапливалось.

В это время по инициативе А. М. Горького и при содействии А. В. Луначарского и А. А. Блока и комиссара по делам театров и зрелищ, известной актрисы М. Ф. Андреевой, создается новый театр, который должен стать театром «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Осенью 1918 года М. Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы - так первоначально назывался театр, известный сегодня как БДТ - Академический Большой драматический театр им. Товстоногова. Это был один из первых театров, созданных после Октябрьской революции.

Отсчёт своей истории театр начал с 15 февраля 1919 года, в этот день состоялась премьера первого спектакля театра – постановки пьесы «Дон Карлос» Фридриха Шиллера. В свой первый сезон БДТ давал спектакли на сцене Большого зала Консерватории.

Благодаря усилиями Марии Фёдоровны Андреевой здание театра Апраксина было передана коллективу Большого драматического театра. И в сезоне 1920/21 года Большой драматический театр начал свою историю в здании театра на Фонтанке.

С 1932 по 1992 год Большой драматический театр носил имя Максима Горького. В 1992 году ему было присвоено имя Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет с 1956 по 1989 год.

В 1970 году, в эпоху Георгия Товстоногова, здесь была открыта Малая сцена.

Архитектура

Спроектированное архитектором Людвигом Францевичем Фонтана (1824-1894) здание соединило в себе стилевые элементы барокко и ренессанса. Главный фасад театра, выходящий на набережную р. Фонтанка, насыщен сложными архитектурными деталями и лепкой, другие фасады имеют более скромный вид. Зал театра состоял из партера, лож бенуара, бельэтажа, балкона и лож на втором ярусе, двух боковых и одной средней галереи на третьем ярусе – всего около 1400 мест. В интерьере интересна система встречных лестниц без пересечений[2].

Литература и источники

1. Архитектурный и художественно-технический журнал «Зодчий». №1-12. Санкт-Петербург: Петроградское Общество Архитекторов, 1880. С. 94.

2. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 152.

Вблизи расположены

Copyright © Madyudya Denis 2015-2019