Троицкая церковь «Кулич и Пасха»

Даты: 1785—1790 гг.

Автор(ы): архитектор Н. А. Львов

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: действующий православный храм

Церковь известна также под названием «Кулич и пасха», которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви выполнен в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи. Идея придать постройке форму кулича и пасхи принадлежит не архитектору, а заказчику строительства генерал-прокурору А. А. Вяземскому, екатерининскому вельможе и владельцу села Александровское, места возведения церкви. Автором проекта храма был архитектор Н. А. Львов, строился он в 1785—1790 годах, а решен в стиле русского классицизма.

А. А. Вяземский имел в этом месте свою загородную усадьбу - село Александровское, здесь был возведен усадебный дом и разбит парк. В центре этого парка князь как раз и решил возвести существующий храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). В архитектуре храма он решил отразить напоминание о главном церковном празднике, Пасхе, в виде главных праздничных блюд: кулича и пасхи. Воплощение своей необычной идеи он поручил архитектору Н. А. Львову, под руководством которого церковь и была построена в 1785 - 1790 годах.

Для конца 18 века это была очень смелая композиция. По желанию императрицы Екатерины II в 1790 году церковь была освящена в честь Живоначальной Троицы.

Несмотря на всю свою оригинальность храм, построенный как усадебный, оказался неудобен для богослужений в качестве приходского. Для увеличения площади храма в 1858 году к входной части был пристроен притвор, а к алтарной − тамбур.

В 1859 году вокруг церкви была сооружена ограда.

С 1871 года при церкви действовало попечительство о бедных, содержавшее школу и богадельню.

С 1913 года здесь находилось попечительство «Детский союз» для детей 6 - 14 лет.

В марте 1938 года церковь была закрыта и стала использоваться под клуб. При этом всё её убранство было утрачено, в том числе бесследно пропала икона Святой Троицы, бывшая на протяжении многих лет главной святыней храма (эта икона была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году). Через восемь лет, 17 апреля 1946 года, церковь вновь открылась для богослужений.

Всё современное убранство церкви было собрано после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города, так например, иконостас работы середины 18 века был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове.

В храме находятся многие почитаемые иконы, такие как икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) из церкви в Стеклянном, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого собора Колпина, иконы Тихвинской Божией Матери, Казанской Божией Матери, Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, с его святыми мощами и Преподобного Нила Столбенского, также с мощами.

Архитектура

Церковь имитирующая кулич представляет собой ротонду с колоннадой из 16-ти колонн ионического ордера, поддерживающих антаблемент. Венчается низким куполом без подкупольного барабана. Наружные стены выкрашены в жёлто-коричневатый «петербургский» цвет, купол — в зелёный. На втором ярусе устроены овальные окна, верхняя часть стен завершается фризом. Купол увенчан яблоком с крестом. Из-за отсутствия подкупольного барабана алтарная часть храма слабо освещена; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри оно выглядит гораздо больше, чем снаружи. 

В интерьере стены круглого зала окрашены в голубой цвет и декорированы пилястрами коринфского ордера, над алтарной апсидой — фигуры парящих ангелов. Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности. 

Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой четырёхгранную пирамиду, покрытую металлическими листами и разделённую на два яруса. Яруса на фасадах отделены друг от друга карнизом. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. В крестильне, в верхней части всех четырёх стен, имеется по два маленьких окна. Звонница в колокольне устроена следующим образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах устроены небольшие арки, в нижней части огражденные металлической решёткой. Толщина арок увеличивается по мере наклона стены, верх арок декорирует сандрик. Выше звонницы на всех стенах колокольни нарисованы небольшие циферблаты (при этом каждый из них "показывает" разное время). Венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом.

Вблизи расположены