Даты: 1897—1903 гг., 1965—1967 гг. (реконструкция), 2001—2003 гг. (реконструкция)

Автор(ы): инженеры В. Шамброльи, Р. Патульяр, И. А. Ландау, Г. Г. Кривошеин (3-пролетная гранитная аркада), скульпторы Р. Патульяр, В. Шаброль. 1965—1967 гг. (постоянный пролёт и однокрылый подъёмный пролёт с левого берега) - инженер Г. М. Степанов, К. П. Клочков, архитектор Ю. И. Синица.

Архитектурный стиль: модерн

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Один из красивейших мостов Петербурга перекинут через Большую Неву и соединяет Петроградскую сторону с центральной частью города. Построен мост в 1897—1903 годах, ранее в этом месте располагался плашкоутный Троицкий мост. Разработку проекта моста и его строительство вела французская фирма «Батиньоль». Элементы оформления моста решены в стиле модерн. До возведения в 1965 году моста Александра Невского, Троицкий мост оставался самым длинным в городе (582 м). По оси Троицкого моста проходит Пулковский меридиан.

Мост соединяет Суворовскую площадь и Дворцовую набережную в центральной части города с Троицкой площадью и Каменноостровским проспектом на Петроградской стороне.

Первый мост

Первым мостом в этом месте (немного выше по течению Невы) был наплавной Воскресенский мост, построенный в 1803 году. Он соединял Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад. Этот мост также называли Петербургским, так как он вёл на Петербургскую сторону.

Плашкоутный Троицкий мост

Через 20 было решено возвести плашкоутный мост, и в 1824—1827 годах, уже на месте современного моста, под руководством инженера В. П. Лебедева были сооружены каменные устои для плашкоутного Троицкого моста (также называемого Суворовским).

Плашкоутный мост это плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда. Такие мосты обладали рядом преимуществ, в том числе – относительная простота устройства, не зависящая от ширины и глубины реки. Одним из главных недостатков плашкоутных мостов являлась их недолговечность.

Плашкоутный Троицкий мост был открыт в 1827 году. Его длина превышала 500 метров, и она стал самым длинным в Петербурге плашкоутным мостом.

Название «Троицский» мост получил от Троицкой площади, которая расположена у его северного конца. На площади находился Троицко-Петровский собор, разрушенный в 1933 году[3].

Плашкоутный Троицкий мост по сравнению с другими плашкоутными мостами Петербурга был богато украшен элементами высокохудожественного литья: порталы, фонари на торшерах и чугунное перильное ограждение были выполнены по проектам А. П. Зуева, В. П. Лебедева, П. П. Базена. Фонарные столбы были решены в виде пучков пик, средние из которых были увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски были пирамидальные с накладными деталями — овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Отдельные декоративные элементы были покрыты сусальным золотом.

При демонтаже моста элементы декора были сняты и установлены на вновь сооруженной набережной против Петропавловской крепости, на Иоанновский мост через Кронверкский проток, правобережную набережную Кронверкской протоки и на Б. Дворянской улице.

Возведение Троицкого моста

К концу 19 века возникла потребность в наличии здесь постоянного моста. Это должно было не только упростить эксплуатацию, но и поднять статус Петербургской (Петроградской) стороны, остававшейся дальней городской окраиной.

Первые проекты замены Троицкого наплавного моста постоянным датируются 1883 годом.

В 1892-1896 годах Дума провела 2 международных конкурса на строительство моста. Был представлен 21 проект.
В первом конкурсе, проведенном в апреле 1892 года,

  • первая премия — 6 000 рублей — досталась фирме А. Г. Эйфеля за проект моста арочной системы под девизом «Минор»;
  • вторая — 3 000 рублей — русским инженерам К. Лембке и Е. К. Кнорре за проект моста арочной системы с названием «Кремль»;
  • третья — 1500 рублей — болгарскому инженеру Момчилову за проект моста балочной системы под девизом «Acier» («Сталь»).

Вне конкурса был предложен проект французской фирмы «Батиньоль», которая не была допущена к конкурсу по формальным причинам. Этот проект привлек внимание Думы, поэтому был объявлен второй конкурс, на котором проект фирмы занял первое место и в итоге был принят к реализации. Авторами проекта были инженеры В. Шамброльи, Р. Патульяр, И. А. Ландау.

Фирма «Батиньоль» хорошо зарекомендовала себя постройкой красивых и экономичных мостов и располагала эксклюзивным правом на использование «конструкции трехшарнирных арок с консолями» позволявшими заметно снизить расход металла.

5 июня 1897 года проект моста был утвержден императором Николаем II.

В 1893-1903 годах ниже по течению, на время строительства постоянного моста, был наведён наплавной мост. Плашкоутный Троицкий мост был демонтирован, также были разобраны береговые устои с гранитной облицовкой.

Троицкий мост был заложен 12 августа 1897 года. На торжественной церемонии присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Император, члены царской семьи и французский президент положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете.

Визит французского президента носил ответный характер: в октябре 1896 года Николай II присутствовал при закладке моста моста Александра III в Париже.

В этом же, 1897 году, были начаты работы по возведению постоянного Троицкого моста. Работы велись под руководством инженеров А.Флоше и И. А. Ландау, а также Е. Бонневе, Л. Де Лонги, М. Бернара, С. И. Смирнова, В. П. Волкова и Е. Д. Герценштейна. И. А. Ландау являлся представителем фирмы «Батиньоль» в России.

Строительство моста шло под наблюдением комиссии и инспекции, в состав которой в общей сложности входило 25 инженеров и 11 архитекторов, в том числе Л. Ф. Николаи, Ф. Г. Зброжек, Г. Н. Соловьев, А. П. Пшеницкий, Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Р. А. Гедике, которые внесли в проект ряд изменений. Консультантом по техническим вопросам был профессор Н. А. Белелюбский.

В художественном оформлении моста, выполненном в стиле модерн, участвовали скульпторы Р. Патульяр, В. Шаброль [1].

Мост состоял из 2-рукавного поворотного пролетного строения и 5 стационарных пролетов со сквозными фермами арочного очертания нижних поясов. Основания быков кессонные, устоев – свайные. Опоры моста облицованы гранитом.

Металл верхнего пролётного строения изготавливался на заводах Гута Банкова в Польше, опорные части отливались на Донецком сталелитейном заводе близ Екатеринослава (ныне г. Днепр). Художественное литье решеток перильного ограждения, картушей и фонарных канделябров было выполнено на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли.

По плану работы должны были завершиться в 1901 году, но сроки не были соблюдены, что послужило причиной выплаты фирмой «Батиньоль» штрафа городской казне в размере 150 тысяч руб. Итоговая стоимость Троицкого моста по разным источникам составила от 5,05 млн. руб. до 6,1 млн. руб.

В 1900-1903 годах на правом берегу Невы была сооружена 3-пролетная гранитная аркада спроектированная инженером Г. Г. Кривошеином. Также на правом берегу одновременно со строительством моста были возведены гранитные набережные, соединившие три моста — Иоанновский, Троицкий и Сампсониевский — общей протяженностью около 1100 м, с лестницами, спусками к воде и пристанями для лодок и судов.

Торжественное открытие Троцкого моста состоялось 16 мая 1903 года. Открытие было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга и сопровождалось салютом и крестным ходом, а также первой торжественной разводкой нового моста, которую запустил сам Николай II, нажав на электрическую кнопку, приведшую в действие электромоторы разводного пролёта.

Троицкий мост длиной 582 метров (ширина моста 23,6 м.) стал самым длинным в городе и оставался таковым до возведения в 1965 году моста Александра Невского.

По оси Троицкого моста проходит Пулковский меридиан. Этот меридиан проходит через центр Круглого зала главного здания Пулковской обсерватории. До начала 20 века он использовался в качестве нулевого меридиана для отсчёта географической долготы на картах Российской империи.

После революции, в 1918 году Троицкий мост был переименован в мост Равенства. А в 1934 году мосту присвоили имя Кирова (Кировский мост).

В 1965—1967 годах, в связи с открытием движения крупных судов по Волго-Балтийской речной системе[2], были проведены работы по реконструкции Кировского моста. Вместо двухрукавного поворотного разводного пролёта были сооружены с левого берега:

  • постоянный пролёт, перекрытый железобетонным пролетным строением балочно-разрезной системы с фасадными криволинейными балками, облицованными гранитом
  • новый однокрылый разводной подъёмный пролёт длиной 43 метра.

Авторами проекта были инженер Г. М. Степанов, К. П. Клочков, архитектор Ю. И. Синица.

При проведении работ по реконструкции моста в 1965—1967 годах выше по течению был сооружен временный участок моста с откатным пролетом.

В 1991 году мосту было возвращено исторического название – Троицкий мост.

В 2001—2003 годах состоялись работы по капитальному ремонту и реставрации декора моста, было установлено новое разводное пролетного строение, заменены механизмы разводного пролёта, заменены или усилены элементы ферм. Работы велись под руководством инженера Т. Ю. Кузнецова, Ю. Ю. Крылова и архитектора О. А. Кузеванова.

Литература и источники1. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера / Б. М. Кириков. — С.-Петербург: «Белое и черное», 2003. — С. 35. 2. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 101. 3. www.encspb.ru

Вблизи расположены