Даты: 1895—1897 гг.

Автор(ы): архитектор В.А. Косяков (1862—1921 гг.), инженер и архитектор Б.К. Правдзик

Архитектурный стиль: русский стиль, неорусский

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь в Санкт-Петербурге

Экстерьер

Ставропигиальная* православная церковь была возведена подворьем Киево-Печерской лавры. Храм строился с 1895 по 1897 год. Комплекс в «русском стиле», который помимо церкви включает ряд других зданий, спроектировал выдающийся архитектор В. А. Косяков, автор Морского собора в Кронштадте. В выразительном архитектурном облике храма архитектор достиг сочетания уюта домовой церкви с простором собора. Ансамбль играет важную роль в панораме набережной Невы.

*Ставропигиальными называются обители и храмы, которые независимы от местной епархиальной власти и находятся под непосредственным управлением патриарха.

В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I, начали возводить архиерейские подворья членов Святейшего Синода. Участок на углу набережной Невы и 15-й линии был занят Троице-Сергиевым монастырём и до 1766 года здесь находилось подворье Троице-Сергиевой лавры, затем до 1856 года подворье Псковского архиерейского дома. В 1875 году, по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), этот участок был продан для подворья Киево-Печерской лавре.

В это время подворье представляло собой двухэтажное главное здание в котором распологалась домовая церковь Рождества Христова[1] и несколько служебных построек. С течением времени было проведено несколько ремонтов, пристраивались и перестраивались здания, но этого было недостаточно для статуса подворья в котором продолжительный срок проживали киевские архиереи. В итоге приняли решение перестроить подворье полностью.

Архитектурный конкурс на строительство нового комплекса церковных зданий состоялся в 1894 году. Свои проекты предложили архитекторы А. М. Воробьёв, В. А, Демяновский, В. А. Косяков, О. И. Тибо-Бриньоль и М. А. Щурупов. По итогам был выбран проект В. А. Косякова. В работе над этим проектом также принял участие инженер и архитектор Б. К. Правдзик.

Строительство комплекса начали в 1894 году. Торжественная закладка храма настоятелем подворья архимандритом Феогностом состоялась 15 августа 1895 года. Строительство велось под наблюдением самого В. А. Косякова[2].

Комплекс включает в себя пятиглавый бесстолпный трехпредельный Успенский храм, решенный в так называемом «русском стиле» и вмещающий 2000 человек[2], двухэтажный на высоком цоколе Митрополичий корпус (Покои митрополичьи) примыкающий к храму с юго-западной стороны, братские флигели, дом причта, образующие пространство двора и служебные постройки (конюшни, каретник, кладовые), а также два сада и ограду.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была освящена в декабре 1897 года, но отделочные работы и роспись храма завершили только к 1903 году. Другие здания комплекса закончили в 1900 году.

Для ускорения строительства при устройстве основных арок церкви Успения Богородицы, вместо кирпича, использовался бетон. Для поддержки главного барабана Василий Антонович Косяков впервые в стране применил систему перекрещивающихся арок пролетом в 10 сажень (21,34 м)[2], что позволило обойтись без столбов в интерьере храма сохранив обширное внутреннее пространство, которое было богато украшено настенными росписями.

Роспись выполнили московские мастера под руководством академика Ф. А. Соколова. Наружные мозаики были исполнены в мастерской В. А. Фролова. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.

После 1917 года церковь Успения Пресвятой Богородицы стала приходской. В 1935 году храм закрыли, здание передали в ведение Ленинградского военного порта. Фрески закрасили, помещение использовалось как спортивный зал. В период блокады Ленинграда купол был выкрашен в зелёный цвет, здесь расположился наблюдательный пункт ПВО. В самом здании храма устроили склад Военно-Морского Флота, а в подвале — бомбоубежище.

В 1956 году было решено оборудовать в бывшем храме первый в городе крытый каток с искусственным льдом. Проект устройства разрабатывался институтом «Ленгипроинжпроект». В алтарной части оборудовали машинное отделение и гардеробы, в центре разместилось ледовое поле площадью 289 м², на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря. Открытие катка состоялось в 1961 году.

На катке в здании Успенской церкви тренировались такие известные фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие двукратными олимпийскими чемпионами.

С 1967 года, после окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный», крытый каток в бывшей церкви использовался для тренировок детей.

В 1991 году здание Успенского храма было передано ставропигиальному Свято-Введенскому монастырю Оптина пустынь. Помимо значительных утрат, устройство катка в целом оказало негативное влияние на здание. Разработка проекта восстановления велась в течении пяти лет. Ежедневные службы в храме стали проводиться с 1996 года, а в 1998 году на куполе был установлен крест. Полностью работы по восстановлению церкви были завершены к 2013 году.

15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин Великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы[3].

Литература и источники1. В. А. Косяков. Постройка храма и переустройство прочих зданий подворья Киево-Печерской лавры в С.-Петербурге. — СПб.: тип. А.С. Суворина, 1900. 2. В. В. Антонов , А. В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб., Лики России, 2003. — С. 315–316. 3. Оптинское подворье в Санкт-Петербурге. Официальный сайт: spb.optina.ru/about/history/

Вблизи расположены