Даты: 1867—1872 гг.

Автор(ы): архитектор А. И. Резанов

Архитектурный стиль: неоренессанс, историзм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: «Дом учёных» им. М. Горького РАН

Экстерьер

Дворец был возведен в 1867-1872 годах по проекту академика архитектуры А. Резанова для великого князя Владимира Александровича (1847-1909) – брата Александра III (третьего сына Императора Александра II). Фасад дворца решён в стиле неоренессанс и напоминает знаменитые флорентийские палаццо. Интерьеры отделаны пышно и разностильно. В 1920 году дворец был передан под первый в стране «Дом учёных».

В 1720—1862 годах на этом месте располагался подвергавшийся неоднократно перестройке особняк, где жили последовательно И. А. Мусин-Пушкин, И. А. Остерман, Н. В. Репнин, И. П. Кутайсов, Д. П. Волконский, А. де Коленкур, а с 1841 года размещалась Рота дворцовых гренадеров.

В 1862 году было принято решение о сносе старого здания и сооружении дворца для Великого князя Владимира Александровича (брата Александра III). В 1864 году был объявлен конкурс, в котором победил проект академика архитектуры Александра Ивановича Резанова (1817—1887).

Александр Резанов при разработке проекта ориентировался на облик выдающихся памятников архитектуры раннего ренессанса – палаццо Питти (самого большого из дворцов Флоренции), палаццо Медичи-Риккарди и Строции.

Строительство дворца велось с 1867 по 1868 год, но до 1874 года продолжались работы по отделке его интерьеров, в создании которых кроме самого Резанова, принимали участие его помощники В. А. Шретер, И. С. Китнер и А. Л. Гун.

Освящение дворца состоялось 10 августа 1874 года в присутствии всей императорской семьи. Это событие было приурочено к бракосочетания великого князя Владимира Александровича с принцессой Мекленбург-Шверинской (Марией Павловной), которое состоялось 16 августа 1874 года.

Дворец стал одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга. В нем часто устраивались балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера. Его называли «Малым императорским двором». Комнаты дворца украшали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, оружия, предметов декоративно-прикладного искусства.

В мае 1917 года во дворце разместилась комиссия Красного креста по делам военнопленных, с октября 1917 года — правление Союза международных торговых товариществ, с октября 1918 года — театральный отдел Наркомпроса, а в 1919 году — издательство «Всемирная литература».

31 января 1920 года по инициативе М. Горького в бывшем дворце был открыт первый в стране Дом учёных, действующий здесь и в настоящее время. В 1932 году Дому учёных было присвоено имя М. Горького за несомненные заслуги в создании клуба научной интеллигенции в тяжелые 1920-е годы[2].

Ныне здесь работает множество научных секций по различным направлениям фундаментальной и прикладной науки, проводятся международные конференции, творческие и деловые встречи с выдающимися деятелями науки.

Архитектура

Здание Владимирского дворца в некоторых источниках называется художественным эталоном стиля «историзм» в России. Комплекс Владимирского дворца включает главный 3-этажный корпус по Дворцовой набережной, три дворовых корпуса и служебный корпус по Миллионной улице.

В оформлении главного фасада, выходящего на набережную, использован архитектурный прием «рустикового фасада»[1], распространенный во Флоренции в эпоху раннего возрождения (яркий пример - палаццо Строцци работы Сангалло). Цокольный этаж главного фасада облицован гранитными рустами, верхние этажи покрыты штукатуркой под естественный камень (с рустами).

Фасад дворца украшает ряд гербов, размещенный между вторым и третьим этажами, включающий в себя гербы (слева направо): царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Новгородского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского.

Портик (тамбур) главного входа во дворец расположен в центре фасада и вынесен за красную линию застройки. Он облицован бременским песчаником, украшен гербами и чугунными фонарями, установленными в крайних проёмах. По углам портика расположены бронзовые грифоны. Входы для прислуги размещены по углам здания. Мостовая перед дворцом вымощена серым гранитом.

Высокий государственный статус Великого князя, следующего по-старшинству, брата Александра III был учтен архитекторами при планировке и отделке интерьеров, которые отличаются пышной и разностильной отделкой. В стиле «рококо» выполнены Парадные гостиные, Танцевальный зал, приемный кабинет супруги - Великой княгини Марии Павловны. «Малиновая гостиная» и личная библиотека Великого князя – воссоздают стиль «ренессанса», столовая – «готический» стиль, а будуар - выполнен в «мавританском» стиле». Из интерьеров в «русском» стиле сохранился один из лучших парадных залов - Дубовый (Большой банкетный), созданный А.И. Резановым и В.А. Шретером.

Особой изысканностью отличается широкая беломраморная Главная лестница, с ее изящным разворотом к Белому залу, расписными зеркалами итальянского мастера Т.Келацци. Лестницу и живописным плафоном «Гений искусств на берегах Невы», который был выполнен художником В. П. Верещагиным[1].

Литература и источники1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 101. 2. дом-ученых.рф/о-доме-ученых/история/

Вблизи расположены