Даты: 1783—1789 гг.

Автор(ы): архитектор Дж. Кваренги

Архитектурный стиль: классицизм, строгий классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Экстерьер

Здание государственного ассигнационного банка Российской империи было возведено в 1783—1789 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги на месте сгоревшего в 1782 году деревянного Морского рынка. Это один из выдающихся памятников русской архитектуры последней четверти 18 столетия и одно из крупнейших зданий в центре Петербурга. В здании банка с 1799 по 1805 годы находился Банковский монетный двор в котором чеканили металлические деньги. С 1930 года здесь размещается государственный университет экономики и финансов.

В конце 18 века в Россиийской империи было решено перейти к выпуску бумажных денег - ассигнаций. До этого в расчетах использовали металлические деньги. Для реализации этих целей в 1769 году был основан Ассигнационный банк.

Указ о постройке специального здания для Ассигнационного банка был подписан императрицей Екатериной II в 1782 году. Архитектором был назначен Джакомо Кваренги (1744—1817). Проект предложенный Кваренги был утвержден 5 мая 1783 года, это был первый проект архитектора реализованный в Санкт-Петербурге. Стротельство продолжалось с 1783 по 1789 год.

В 1967-м году, к 150-летию со дня смерти архитектора, в парадном дворе перед центральным корпусом здания бывшего Ассигнационного банка был установлен бюст Дж. Кваренги.

Архитектура

Здание Ассигнационного банка является одним из выдающихся памятников русской архитектуры последней четверти 18 столетия.

Архитектор Джакомо Кваренги создал функционально продуманную пространственную композицию. Подковообразное в плане здание Ассигнационного банка состоит из центрального трехэтажного корпуса, расположенного в глубине парадного двора и корпусов-кладовых, образующих подкову и предназначеных для хранения денежных средств. Кладовые соединены с главным корпусом открытыми галереями-колоннадами.

Во второй половине 19 века галереи и корпус кладовых обращенный к каналу Грибоедова были надстроены. Открытые галереи застеклены.

Главный фасад центрального корпуса с мощным шестиколонным коринфским портиком на рустованной аркаде центрирован ризалитом с фронтоном и колоннадой, объединяющей два верхних этажа. В нижнем этаже расположены три парадные двери. В оформлении вестибюля использованы дорические свободно стоящие колонны и полуколонны, членящие по вертикали плоскости стен.

Парадный двор отделен от Садовой улицы чугунной оградой с павильонами-пропилеями и гранитными столбами. Ныне в парадном дворе резрослись деревья, скрывающие со стороны ул. Садовая облик главного фасада.

Вблизи расположены