Выборг

Основан в 1293 г.

Датой основания Выборга считается 1293 год, когда по решению регента шведского короля Торгильса (Торккеля) Кнутссона во время III-го шведского крестового похода в землю, населённую карелами, была основана каменная крепость, получившая название Выборг. Крепость расположилась на острове (Замковый остров), на месте, где в 11—12 веках находилось небольшое карельское укрепление — острожек. Острожек был занят шведами и благодаря своему расположению, позволявшему держать под контролем торговый путь из Финского залива в водную систему Вуоксы и Ладожское озеро, превращён в мощное укрепление.

Выборгский замок стал административным центром завоёванных земель — форпостом распространения шведского влияния на земли Карельского перешейка и защитой от завоевания с востока, со стороны Великого Новгорода.

О первоначальном облике замка достоверных сведений не сохранилось. Археологические исследования показали, что вокруг центральной возвышенной части острова существовала каменная стена. В самом центре острова была возведена четырехугольная каменная башня-донжон названная башней Святого Олафа в честь короля Олафа II Харальдссона, утвердившего христианство в Норвегии[1].

Новгород неоднократно осаждал Выборгскую крепость, но взять её не смог. В 1323 году в крепости Орешек (Ореховец), после 30 лет военных действий, между Новгородской республикой и Шведским королевством был заключён первый мирный договор об установлении границ — Ореховецкий мир. Граница на Карельском перешейке была установлена по реке Сестре.

После заключения договора были определены границы Выборгского лена (образованной феодальной области Шведского королевства, центром которой стал Выборгский замок).

В архивах Ватикана можно найти первое упоминание о Выборге, как о городе, датированное 1350 годом, хотя на тот момент Выборг ещё не имел статуса города[5]. Статус города Выборг получил в 1403 году, когда шведский король Эрик Померанский даровал Выборгу «равные городские привилегии» с городом Упсала (духовной столицей Шведского королевства). Среди привилегий для жителей города было и приоритетное право на приобретения товаров у торговых караванов. Вскоре Выборг стал крупным торговым центром и начал активно застраиваться.

В 1413 (по другим данным в 1418) году начинается строительство каменного собора (ныне Старый кафедральный собор сохранившийся в виде руин). С 1442 по 1448 год активно строится Выборгский замок: были пристроены новые башни и покои, обновлены рыцарские залы и парадные комнаты. В 1470-е годы разросшийся на полуострове город обносится каменной крепостной стеной с девятью башнями и двумя бастионами, земляным валом и рвом. Возведённые городские укрепления получили название Каменный город.

С 16 века городские укрепления постоянно совершенствовались. Некоторые башни были перестроены в бастионы, в восточной стене был сооружён барбакан (включавший Скотопрогонную и Круглую башню выступавшую за линию крепостной стены для анфиладного артиллерийского огня). В дальнейшем к Выборгской городской стене (к Каменному городу) с востока была пристроена Рогатая крепость (в плане её бастионы Панцерлакс и Европ напоминали рога животного).

За свою историю город много раз страдал от пожаров, в результате чего перестраивался и обновлялся.

Выборг в 17 и 18 веках

13 (24) июня 1710 года в ходе Северной войны между Россией и Швецией русские войска взяли Выборг. Крепость сдалась без штурма, но в результате бомбардировки, продолжавшейся в течение 5-ти дней и вызвавшей пожары в городе[2].

Пётр I придавал взятию города большое значение, так как это позволило защитить Санкт-Петербург с севера и укрепить выход к Балтийскому морю. Выборг был включён в состав Российской империи по Ништадтскому мирному договору в 1721 году, а в 1744 году была создана отдельная Выборгская губерния. Жителям новой губернии позволили сохранить шведские законы и лютеранскую веру.

Вхождение Выборга в состав России вызвало резкий рост его населения, в первую очередь за счёт притока военных и торговых людей. Появились предместья: Выборгский и Петербургский форштадты (ныне Петровский посёлок и район, ограниченный улицами Вокзальной, Железнодорожной, Онежской и Ленинградским шоссе).

В начале 18 века Выборгская крепость утратила своё военное значение. Основными элементами обороны к этому времени стали куртины и бастионы, а укрепления Рогатой крепости располагались с восточной стороны. Поэтому было принято решение о возведении новых укреплений с запада. Бастионы были возведены к 1742 году, но строительство продолжилось и в 1750-х годах. Новые укрепления получили название Анненкрон («корона Св. Анны») в честь Анны Иоанновны. Также в 18 веке была разобрана стена между Каменным городом и Рогатой крепостью. Два отдельных укрепления в перестроенном виде стали составлять единую Главную Выборгскую крепость. Ныне территория, находившаяся в пределах Главной Выборгской крепости, именуется Старым городом.

Выборг в 19 веке

В 19 веке город активно развивается, появляются новые районы: Павловская слобода (ныне — Выборгский посёлок), Пантсарлахти (район Садовой улицы), Папула. Сносятся укрепления Каменного города и Рогатой крепости. Согласно утверждённому в 1861 году генеральному плану застройки Выборга на их месте прокладываются новые улицы и устраивается парк-эспланада (простирается ныне от Рыночной площади до Суворовского проспекта). Во второй половине 19 века в Выборге строится множество зданий по проектам известных архитекторов (банки, учреждения, конторы акционерных обществ).

В 1856 году начад действовать Сайменский судоходный канал (между озером Сайма и Выборгским заливом), что повлекло существенное увеличение потока товаров через Выборгский порт. Канал создал водный путь сообщения между Финским заливом и Сайменской озёрной системой, богатой лесами.

По случаю открытия канала в Выборгском замке был устроен фейерверк, в результате которого произошёл пожар. Купол и внутренние помещения замка выгорели. Лишь в 1891 году замок был восстановлен на средства русского военного ведомства. Однако в ходе восстановления были утрачены средневековые интерьеры замка[4].

В 1860-х годах по проекту инженера-фортификатора Э.И. Тотлебена для защиты города с востока на естественной возвышенности (ныне именуемой Батарейной горой) возводятся Восточно-Выборгские укрепления.

Строительство укрепление с восточной стороны было связано с тем, что после Крымской войны (1853—1856) крепостные сооружения вокруг городов было решено строить с расчётом на круговую оборону, а город Выборг в результате сноса Рогатой крепости остался не защищён с востока.

В 1869 году, к открытию (в 1970 году) железнодорожной линии Санкт-Петербург — Гельсингфорс (Хельсинки), было построено первое здание выборгского вокзала (деревянное). В 1860 году в городе начинается газификация, а в 1882 году электрификация и телефонизация. В 1893 году сооружается первая водонапорная башня, проводится водопровод. В 1889—1893 годы в Выборге возводится новая архитектурная доминанта — Новый кафедральный собор (снесён в 1953 году).

Выборг в начале 20 века

К концу 19 века, в связи с ростом грузооборота Выборгского порта и развитием железнодорожной сети город превратился в крупный транспортный узел и получил новый толчок к развитию. В самом конце 19 века и первые десятилетия 20 века в городе возводится множество крупных зданий. В том числе, в стиле северного модерна, среди которых и выдающееся здание Выборгского железнодорожного вокзала, возведенное в 1910—1913 годах (разрушен в 1941 году). В 1912 году в Выборге открывается трамвайное движение.

Расположение Выборга вблизи столицы России создали условия, по причине которых город занял важное место в истории революционного движения. Здесь действовали революционные организации, печатались и хранились большевистские газеты и литература. Город посещали многие партийные работники, в том числе и В.И. Ленин. В период подготовки Октябрьской революции В.И. Ленин около двух недель в сентябре — октябре 1917 года скрывался (под именем рабочего Сестрорецкого завода К.П. Иванова) в деревянном доме на окраине Выборга, руководя партийной работой по непосредственной подготовке восстания.

В 1958 году в этом доме (ул. Рубежная, 15) был открыт Дом-музей Ленина, который действуют по настоящее время.

Выборг в составе Финляндии (1918—1940)

В 1918 году, после того как Финляндия провозгласила независимость, началась гражданская война между «красными» (радикальными левыми, возглавляемыми Советом народных уполномоченных Финляндии) и «белыми» (буржуазно-демократическими силами финского Сената). Выборг стал одним из центров «красных» финнов. «Красные» были разбиты и 29 апреля 1918 года Выборг был занят «белыми». После взятия города были проведены аресты и массовые расстрелы, в основном, русского гражданского населения[6].

Наиболее массовые расстрелы проходили во рвах Аннинских укреплений. В 1961 году, в память о расстрелянных красногвардейцах, в этом месте был установлен монумент. Монумент в память о жертвах среди мирного населения в Аннинских укреплениях был установлен в 2013 году (гранитная стелла у Фридрихсгамских ворот).

17 июля 1919 года в Финляндии было объявлено республиканское правление. С появлением границы культурные и транспортные связи Выборга с Советским Союзом прекратились. Официальным языком местного самоуправления стал финский. Выборг являлся вторым по значимости городом Финляндии, центром культурной и общественной жизни её восточной части.

В 1920—1930-х годах в состав города вошли новые районы, среди которых: Сорвали, Сауналахти, Хиекка, Пикируукки, Тиенхаара, остров Уурас. В 1929 году архитектор Отто-Иивари Меурман, являвшийся архитектором Выборга с 1918 года, разработал градостроительный план Большого Выборга (включавший развитие новых территорий), который был реализован в последующие десятилетия. К 1930-м годам центр деловой жизни Выборга из Старого города переместился к железнодорожному вокзалу, в районы Салаккалахти и Репола. До конца 1930 годов было построено множество крупных общественные здания: художественный музей и школа (1930 год), Выборгский окружной архив (1933 год), новая городская библиотека (1935 год), здание коммерческого и навигационного училища (1938 год).

Особое место в этом перечне занимает библиотека построенная по проекту финского архитектора Алвара Аалто – ведущего представителя модернизма в Северной Европе и крупнейшей фигуры в архитектуре Финляндии.

В 1930-х годах Выборг считался центром промышленности Финляндии. К концу 1930-х годов в городе действовало 38 промышленных предприятий различных отраслей. Население Выборга к 1939 году составляло более 74 тысяч человек, до 1940 года это был второй по величине город Финляндии.

Военный период (1940—1944)

В 1939 году началась Советско-финляндская война. Согласно заявлениям советской стороны, целью было обеспечить безопасность Ленинграда, который находился в опасной близости от границы с Финляндией.

В феврале 1940 года, после прорыва линии Маннергейма (комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой), Красная армия вплотную подошла к Выборгскому укреплённому району. 2 марта советские силы начали наступление на Выборг. В это время руководство Финляндии, посчитав, что возникал угроза полного захвата страны, запросило проведение мирных переговоров.

12 марта 1940 года в Москве был заключён мирный договор по которому город Выборг и большая часть Выборгской губернии Финляндии отходили к Советскому союзу. К моменту окончания боевых действий Красная армия овладела районом восточнее Батарейной горы. 13 марта во внутреннем дворе Выборгского замка с башни святого Олафа был спущен финский флаг. Финские части покинули Выборг, а финское население города было полностью эвакуировано в Финляндию.

С лета 1940 года началось активное восстановление промышленности Выборга. В город по государственной программе прибывали переселенцы.

Летом 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, Финляндия вступила в военную коалицию с гитлеровской Германией и начала военные действия. Выборг оказался у линии фронта и 29 августа под натиском армии Финляндии части Красной армии оставили город, отступив к Ленинграду. С 1941 года в Выборг начало возвращаться финское население.

В 1944 году в ходе Выборгской наступательной операции советских войск город был взят, финская армия отступила с Карельского перешейка, а финские граждане покинули город. 20 июня 1944 года с башни святого Олафа был спущен флаг Финляндии. Вечером того же дня советские войска вошли в замок, и над башней Святого Олафа был поднят красный флаг[1]. В дальнейшем, до 1964 года, замок использовался советскими военными.

Выборг во второй половине 20 века

С лета 1944 года начинается долгий процесс восстановление Выборга. За время военных действий были разрушены промышленные предприятия, сотни городских зданий, общественные и инфраструктурные сооружения и постройки. Историческое ядро города получило серьезные повреждения, но в целом сохранилось.

В 1947 году был разработан план застройки Выборга по которому предусматривалось восстановление старых зданий и возведение новых на месте разрушенных в войну, преимущественно в историческом центре города. В основном последствия войны были ликвидированы к 1948 году. В 1948 году в Выборге начинает работать судостроительный завод, ставший ведущим предприятием города. В этот период в город переезжают тысячи переселенцев из различных регионов страны.

К середине 1950-х годов Выборг становится крупным промышленным центром. Здесь открывается множество новых предприятий, в том числе завод «Электроинструмент» (1947 год), завод лимонной кислоты (1948 год), приборостроительный завод (1953 год). В 1951—1953 годы возводится здание нового железнодорожного вокзала (на месте разрушенного во время войны). В 1957 году в городе закрывается трамвайное движение, на смену ему расширяется сеть автобусных маршрутов.

Причиной для ликвидации трамвайного движения указывались его износ, необходимость больших финансовых вложений на реконструкцию, а также сложности с организацией совместного движения трамваев и автотранспорта на узких улицах города.

C 1950-х годов начинаются реставрационные работы на главных архитектурных памятниках города. В 1960 году в городе открывается краеведческий музей.

В 1964 году Министерство обороны Советского союза передало Выборгский замок Государственной инспекции по охране памятников и в 1970 году здесь открылись первые экспозиции Выборгского краеведческого музея[1].

К 1960-м годам начинается массовая застройка города типовыми проектам жилых и общественных зданий.

В 1963-1968 проводится реконструкция Сайменского канала, в результате которой существенно увеличился объём грузоперевозок.

C 1970-х годов в городе ведутся активные археологические раскопки, проводятся работы по сохранению и восстановлению архитектурного наследия Старого города. В 1982 году возводится здание гостиницы «Дружба».

Здание гостиницы «Дружба» считается одним из самых удачных сооружений советского времени в Выборге и ныне имеет статус памятника градостроительства и архитектуры[3].

В первой половине 1980-х годов в окрестностях Выборга прошли съёмки историко-приключенческого фильма «И на камнях растут деревья» о событиях эпохи викингов, происходивших в 9 веке. Для съёмок в 1984 году были изготовлены ладьи с резными головами драконов (копии древних драккаров). По окончании киносъёмок в 1985 году ладьи были подарены Выборгу и установлены на набережной перед зданием гостиницы «Дружба» (в 2009 году они были заменены на макеты, так как утратили свой первоначальный облик).

В 1988 году принимается решение о организации музея-заповедника «Парк Монрепо». В этом же году в результате проведения скульптурного симпозиума в городе появляется Сад скульптур.

В 1990-е годы значительная часть крупных предприятий города перестала функционировать. Открытие границы с Финляндией повлекло развитие приграничной торговли и туристической отрасли. Выборг превращается в туристический центр. С 1990-х по 2000-е годы в исторической части города был реконструирован ряд зданий, возведено несколько жилых домов.

В 2010 году Выборг получил звание «Город воинской славы». В ознаменование этого в городе была установленна стелла. Также в 2010 году город вошёл в число исторических поселений России (единственный в Ленинградкой области). В Выборге сосредоточено более 300 различных памятников: архитектурных, исторических, скульптурных, археологических, садово-паркового искусства.

По своей архитектуре Выборг можно считать самым европейским городом России, так как в отличии от Калининграда и Балтийска, которые сильно пострадали во время войны, он сохранил большую часть своего архитектурного наследия и исторический облик. Если восстановить памятники Выборга, то можно с уверенностью заявить, что своей архитектурой город может сравниться со многими небольшими европейскими столицами.

Литература и источники

1. История Выборгского замка. Выборгский объединенный музей-заповедник. Дата обращения: 01.05.2023.

2. Русскими войсками взята крепость Выборг. Президентская библиотека. Дата обращения: 11.07.2023.

3. Гостиница «Дружба». Культурное наследие России в Викигиде. Дата обращения: 08.06.2023.

4. История Выборга. Официальный сайт администрации МО «Город Выборг». Дата обращения: 04.05.2023.

5. Краткая история Выборга. Виртуальный выборг 1939. Дата обращения: 03.12.2023.

6. Выборгская резня. Материал из Википедии. Дата обращения: 04.05.2023.

Выборг. Путеводитель. В.И. Адаскина, И.П. Вассель, Н.И. Закатилов, Э.М. Риор. Ленинград: "Лениздат", 1969.

Путеводитель по Выборгу и окрестностям. Издатель Т.Сакслинъ. Выборг: KARJALAN KIRJAPAINO OSAKEYHTIÖ, 1915.

Выборг: Художественные достопримечательности: Краеведческое издание. Е.Е. Кепп. Выборг: "Фантакт", 1992.

Выборг. Н.М. Книпович. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.

Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть. Ларс Вестерлунд. Санкт-Петербург: "Аврора-Дизайн", 2013.

ГДЕ РАСПО­ЛОЖЕН?

Город расположен на берегу Выборгского залива, находящегося в северо-восточной части Финского залива, на границе Балтийского моря и системы озёр и каналов озера Сайма. В 68 км к северо-западу от административной границы (в 122 км от исторического центра) Санкт-Петербурга. От границы с Финляндией Выборг отделяют 27 км по железной дороге (ст. Бусловская), по автомобильным дорогам до ближайшего международного контрольно-пропускного пункта «Брусничное» — 35 км.

КАК ДОБРА­ТЬСЯ?

По железной дороге из Санкт-Петербурга до Выборга можно добраться примерно за 1,5 часа на скоростной электричке, на обычной время в пути составит более 2-х часов. Отправляются электрички в Выборг с Финлядского вокзала (станция метро «Площадь Ленина»).

 

 

МЕСТНОЕ ВРЕМЯ
11:38
*Местное время равно Московскому