Пруд был прорыт в 1717—1727 годах и имел изначально большие размеры, подходя вплотную к Итальянскому дворцу[1]. Устроили его для того, чтобы торговые суда могли по каналу войти сюда из Купеческой гавани и встать вблизи складов под разгрузку[2]. Пруд также являлся зимней стоянкой для кораблей: после ввода на зимовку с них краном снимались мачты и складывались на суше, а весной устанавливались на место. Позднее часть пруда засыпали и обустроили набережную, а с 1860-х годов, в зимнее время, на Итальянском пруду действовал лучший в Кронштадте каток[3].
С севера Итальянский пруд почти вплотную подступал к западному фасаду дворца Александра Даниловича Меншикова (Итальянский дворец), на первом этаже которого располагались лавки Итальянского гостиного двора. С южной стороны пруда расположились Рыбные ряды и Голландская кухня.
С 1815 года это была конечная остановка первой в России пассажирской линии — регулярного пароходного маршрута в Кронштадт, который выполнялся на так называемых «пассажботах», спроектированных и построенных фирмой Чарльза Берда.
Впоследствии часть Итальянского пруда была засыпана[4], а в середине 19 века его стены отделали гранитом.
В 2004 году на набережной Итальянского пруда разместили несколько крепостных и корабельных орудий 18–19 веков, когда-то стоявших на вооружении крепости, фортов и кораблей.