В Санкт-Петербурге пять действующих железнодорожных вокзалов: Московский, Ладожский, Витебский, Финляндский и Балтийский.
1. Витебский вокзал (бывший Царскосельский вокзал)
Это старейший железнодорожный вокзал в России: первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Современное здание вокзала построено в 1904 году.
2. Балтийский вокзал (бывший Петергофский вокзал)
В 1853 году барон Штиглиц совместно с бароном Фелейзином занялся постройкой частной железной дороги из Петербурга в Петергоф. Вокзал был построен для этой железной дороги и до 1872 года назывался Петергофским. Современное здание вокзала построено в 1855—1858 годах. Прототипом здания вокзала послужил Восточный вокзал в Париже.
3. Московский вокзал (бывший Николаевский вокзал) – главный вокзал Петербурга
Пассажирский терминал железнодорожной станции Санкт-Петербург-Главный — единственный вокзал расположенный на Невском проспекте, в самом центре Петербурга. Здание вокзала построено в 1844–1851 годах и является архитектурным «близнецом» Ленинградского вокзала в Москве от которого отличается некоторыми особенностями. Это первая в России попытка найти архитектурный образ здания железнодорожного вокзала.
4. Финляндский вокзал
Здание вокзала возведено в 1870 году. Сюда, на Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ильич Ленин. В годы блокады Ленинграда вокзал был единственным, действовавшим: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. Существующее здание вокзала в стиле функционализмa было возведено в 1950-х годах (открыто в 1960 году). Новое здание вокзала обращёно к Неве. В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий. Этот фрагмент старого здания охраняется государством в качестве памятника истории — как место выступлений В.И. Ленина в апреле и октябре 1917 года.
5. Ладожский вокзал
Самый современный из пяти действующих железнодорожных вокзалов Петербурга. Он возведён в 2001—2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна (открыт в 2003 году) с целью разгрузки Московского и Финляндского вокзалов. Это единственный вокзал города со сквозным движением поездов. Вокзал расположен на Заневском проспекте у станции метро «Ладожская», с наземным вестибюлем которой формирует единый комплекс. С 1913 года в этом месте существует грузовая железнодорожная станция «Дача Долгорукова». В состав Вокзала также входит изначально предусмотренный его конструкцией трамвайный терминал, действующий с 2018 года.
В Петербурге также имеется железнодорожный вокзал, который более не эксплуатируется. Это бывший Варшавский вокзал.
Варшавский вокзал (закрытый железнодорожный вокзал)
Вокзал построен в 1852—1853 годах по проекту архитектора Ксаверия Алоизиевича Скаржинского (1819—1875) для железной дороги от столицы до царской резиденции в Гатчине. В 1859 году дорогу проложили до Пскова (273 км), а 15 (27 по новому стилю) декабря 1862 года было открыто движение до Варшавы (Петербурго-Варшавская железная дорога). Именно с Варшавского вокзала отправлялись поезда из Петербурга в Европу. Отсюда же отбывал в Париж воспетый Набоковым «Норд-Экспресс». 15 мая 2001 года вокзал закрыли на реконструкцию, поезда были переведены на Балтийский и Витебский вокзалы. Существовали планы размещения в здании вокзала Музея современного искусства, но в итоге здание было реконструировано в торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».
Вокзалы пригородов Петербург
В пригородах Петербурга расположено пять примечательных вокзалов: неоготический «Новый Петергоф» в Петергофе, вокзал на станции Царское Село и недействующий Императорский павильон в Пушкине, вокзал на станции Павловск в Павловске, и вокзал железнодорожной станции Ораниенбаум.