Первый Инженерный мост через Мойку возведён по проекту французских инженеров П.П. Базена и Э.К. Клапейрона в 1820-е годы. Мост имел инновационную на то время чугунную конструкцию и получил нарядную архитектурную отделку. При реконструкции в 1950-х годах его исторический облик был искажён: чугунная конструкция заменена на стальную, но при этом было восстановлено декоративное оформление. Особо интересны фонари моста в виде пучков из шести скрещённых копий и чугунная решётка перил, украшенная мечам и щитами с изображением головы Медузы-Горгоны.
1-й Инженерный мост располагается в самом истоке реки Мойки и соединяет остров Летний сад и Спасский остров. Деревянный мост в этом месте существовал с 1720 годов. В 1760-х годах был возведён новый деревянный мост, который получил название Летний, по Летнему дворцу Елизаветы Петровны[1].
Так называемый Третий Летний дворец был выстроен в 1740-х годах по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли на берегу Мойки. В 1796 году по указу Павла I дворец снесли, а на его месте впоследствии возвели здание Михайловского замка.
В 1824—1826 годах на месте деревянного моста был возведён существующий металлический мост. Проект моста разработали французские инженеры Пьер-Доминик (Пётр Петрович) Базен (1786—1838) и Бенуа Поль Эмиль Клапейрон (1799—1864). В этот же период был построен Садовый мост через Мойку и Второй Инженерный мост, расположенный в 200 метрах на юго-восток (по течению реки Фонтанка) от Первого Инженерного моста. Возведение мостов было связано с перепланировкой территорий, прилетающих к Инженерному замку.
Свод однопролётного Первого Инженерного моста был выполнен из чугунных блоков с большими овальными отверстиями в их стенках, скреплённых болтами. Такое решение позволило создать лёгкую и изящную конструкцию. Металлические элементы моста изготовили на Александровском чугунолитейном заводе и на заводе К.Н. Берда. Опоры моста выполнили с применением бутовой кладки и покрыли гранитной облицовкой.
Мост получил нарядное декоративное оформление. Фасады арок украшены накладными отливками из чугуна в виде античных щитов и шлемов. Торшеры изготовили в виде пучков из шести скрещённых копий, соединённых в середине переплетающимися венками[2] и увенчанных шестигранными фонарями (такими же торшерами оформлен и 2-ой Инженерный мост).
Чугунная решётка перил Первого Инженерного моста выполнена в виде коротких копий-дротиков, соединенные горизонтальными тягами со столбами в виде так называемых «ликторских пучков» или фасции (лат. fasces), украшенных мечам и щитами с изображением головы Медузы-Горгоны[1]. Автором решётки, созданной в 1826 году, по одним источникам являлся сам П.П. Базен, по другим — архитектор Людвиг Иванович Шарлемань. Решётка повторена для южной ограды Летнего сада и на набережной левого берега Мойки (в ограде Инженерного замка).
Название Первый Инженерный мост связано с тем, что в 1819 году располагающийся рядом Михайловский замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный» замок.
В 1946 году движение по мосту было закрыто из-за его аварийного состояния. В связи с этим, в 1952—1954 годах, Первый Инженерный мост был реконструирован по проекту инженера «Ленгипроинжпроект» Б.Б. Левина. При этом чугунный свод заменили стальной рамной системой с железобетонной плитой проезжей части, что привело к искажению исторического облика моста. Также в ходе работ, к 1955 году, был восстановлен архитектурный декор, решётки и воссозданы фонари на торшерах из скрещённых копий.
Длина Первого Инженерного моста составляет 27,8 метра, а ширина 9,5 метров. Мост имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
В 1994 году на гранитной облицовке южного берегового устоя 1-го Инженерного моста (со стороны реки Фонтанки) установили миниатюрную анималистическую скульптуру «Чижик-Пыжик».
1. 1-й Инженерный мост. СПб ГБУ «Мостотрест». Дата обращения: 02.09.2023.
2. Мосты повисли над водами… / And bridges spanned the water` width…. 2-е изд. Е.В. Плюхин, А.Л. Пунин. Ленинград: Аврора, 1977. — С. 32.
- Мосты Ленинграда. М.С. Бунин. Ленинград: 1986.
- Повесть о ленинградских мостах. А.Л. Пунин. Ленинград: Лениздат, 1971.
- Памятники архитектуры Ленинграда. А.Н. Петров и др. Ленинград: Стройиздат, 1975.
- Путеводитель «Ленинград». В.А. Витязева, Б.М. Кириков. Ленинград: Лениздат, 1986.