Существующий облик дом получил в 1806–1809 годах, когда прежнее здание было перестроено по проекту архитектора Жан-Франсуа Тома де Томона (1760–1813) для графини Александры Григорьевны Лаваль (1772–1850), жены графа Жан-Шарль-Франсуа де Лаваль де ла Лубрери (Ивана Степановича Лаваля) – французского эмигранта, приехавшего в Россию в начале Французской революции 1789 года. Особняк привлекает внимание не только своим торжественным фасадом в стиле классицизм, но и как исторический памятник – место собрания декабристов перед восстанием. Примечательно и то, что здесь, в литературном салоне графини, бывали П.А. Вяземский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и другие видные деятели.
16 февраля 1840 года на балу у Лавалей возникла ссора поэт Михаила Юрьевича Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, закончившаяся дуэлью после которой он был выслан из Санкт-Петербурга.
В 1872 году особняк приобрёл миллионер Самуил Соломонович Поляков (1838–1888) — концессионер, строитель железных дорог в Российской империи.
С.С. Поляков также являлся участником создания ряда крупных кредитных учреждений: Московского земельного банка, Донского земельного банка, Азовско-Донского банка и других.
К 1909 году число служащих Сената, здание которого примыкает к особняку Лавалей с восточной стороны, возросло настолько, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этого было решено выкупить в казну дом Лавалей, что и было сделано в 1911 году. В бывшем особняке разместились Кассационный и Апелляционный департаменты Сената[1].
Советский период и современность
После Октябрьской революции дом графини Лаваль передали Народному комиссариату юстиций. В 1965–2006 годах здесь размещалось Центральный государственный исторический архив Советского Союза.
С 2008 года в бывшем особняке графини Лаваль и здании Сената работает Конституционный суд Российской Федерации.
Архитектура
Северный фасад дома Лавалей, выходящий на Большую Неву, привлекает внимание красотой монументальной композиции парадного фасада. Центральная его часть оформлена в виде ризалита, который украшают десять ионических трёхчетвертных колонн (в высоту второго и третьего этажа), установленные на высокий цокольный этаж. Венчает колоннаду высокий ступенчатый аттик.
В боковых частях главного фасада расположены окна оформленные колоннами и низкими треугольными фронтонами, над которыми размещены скульптурные панно на мифологические темы.
Интерьеры
В интерьерах особняка сохранились и представляют особый интерес:
- созданные Тома де Томоном Вестибюль и Парадная лестница;
- устроенный по проекту архитектора Н. Шарпантье в 1818 году Большой (Помпейский) зал;
- а также Библиотека, Парадная столовая и Голубая гостиная.
Над плафоном Большого зала работали художники Барнаба Медичи и С.А. Безсонов. В 1830-х годах перекрытие и падуги зала повторно расписали в помпейском стиле предположительно по проекту А.П. Брюллова[1]. В годы размещения в особняке исторического архива Большой зал использовался как читальный.
1. А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин. Дом Лаваль // Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. — Издание второе, исправленное и дополненное. — Ленинград: Стройиздат, 1987.
- В.К. Шуйский. Дом Лаваль // Тома де Томон. — Ленинград: Лениздат, 1981.