Даты: 1870 г. (историческое здание); 1955–1960 гг. (существующее здание)

Автор(ы): арх. П.С. Купинский; арх. П.А. Ашастин, Н.В. Баранов, Я.Н. Лукин, инж. И.А. Рыбин

Архитектурный стиль: функционализм

Первое (историческое) здание Финляндского вокзала возвели в 1870 году по проекту архитектор П.С. Купинского. Его главный фасад с тремя ризалитами был обращён на запад. 3 апреля 1917 года сюда, на Финляндский вокзал, приехал вернувшийся из эмиграции В.И. Ленин, а в годы блокады Ленинграда это был единственны действовавший вокзал: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. Существующее здание Финляндского вокзала в стиле функционализма было построено в 1955–1960 годах (открытие состоялось в 1960 году). Своим главным фасадом оно обращёно на юг, к Неве.

Памятник Ленину у Финляндского вокзала

В память о возвращении из эмиграции Владимира Ильича Ленина на привокзальной площади (у старого здания Финляндского вокзала) в 1926 году был установлен памятник Ленину, выполненный скульптором С.А. Евсеев и архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. Изначально памятник располагался вблизи здания исторического вокзала, а на современное место он был перемещён в 1945 году, в ходе реконструкции этой территории после окончания Великой Отечественной войны.

Новое здание Финляндского вокзала строилось по проекту архитекторов П.А. Ашастина, Н.В. Баранова, Я.Н. Лукина и инженера И.А. Рыбина. Вокзальное здание также включило в себя первый наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина», которую открыли 1 июня 1958 года, ещё до завершения работ над новым вокзальным зданием. Темой её оформления стало возвращение В.И. Ленина в Петроград.

Станция вошла в состав второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина».

Вестибюль станции, встроенный в здание Финляндского вокзала, выполнен по проекту архитектора А.К. Андреева. Особое внимание в нём обращает на себя мозаичное панно на стене кассового зала, выполненное художниками А.А. Мыльниковым и А.Л. Королёвым. Оно и посвящено выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда 3 (16 по новому стилю) апреля 1917 года.

Исторический паровоз H2-293

В 1961 году рядом со зданием нового вокзала, со стороны перрона (у платформы № 5), на вечную стоянку был поставлен исторический паровоз H2-293[1]. Именно этот паровоз тянул поезд на котором В.И. Ленин 9 августа 1917 года выехал в Финляндию, а 7 октября 1917 года нелегально возвратился в Петроград. В 1957 году паровоз был передан в дар Советскому Союзу правительством Финляндии. Для сохранения реликвии был сооружён специальный стеклянный павильон, выполненный по проекту архитекторов П.А. Ашастина и Е.Д. Лоханова.

Разбор исторического здания Финляндского вокзала

Спустя десять лет после открытия нового здания вокзала, в 1970-е годы, корпуса старого вокзала, обращённый на запад, были разобраны. При этом был сохранён его центральный ризалит, который включили в новое строение. Фрагмент исторического здания является памятником федерального значения.

Здесь, на привокзальной площади, в апреле 1917 года В.И. Ленин, вернувшийся из эмиграции, выступил перед встречавшими его революционными рабочими и солдатами.

Впоследствии на месте старого вокзала возвели существующее западное крыло Финляндского вокзала, протянувшееся вдоль железнодорожных путей. Оно решено в формах повторяющих архитектурное решение главного здания и воспринимается с ним как единое целое.

Архитектура

Существующее здание Финляндского вокзала решено в стиле функционализм.

Главный фасад вокзала обращён на площадь Ленина и формирует вместе с ней единый архитектурный ансамбль. Его протяженность составляет 100 метров, а высота около 18 метров.

Лаконичный объем вокзала увенчан в центральной части часовой 13-метровой башней с лёгким шпилем с ажурной пятиконечной звездой на вершине. Высота шпиля составляет около 30 метров.

Таким образом, звезда над Финляндским вокзалом возносить на высоту в 60 метров.

Украшением главного фасада служат семнадцать монументальных горельефов из чугуна, расположенных над высокими оконными проёмами. На них в аллегорической форме изображена революционная борьба народа.

Панно были выполнены в 1969 году учениками Художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (скульптор В.И. Иванов, Р. В. Мелик-Акопян, Л.Л. Михайленок, М.И. Мухин, А.В. Семченко, Г.В. Хонин).

В интерьере Финляндского вокзала особенно интересно решение вестибюля, который перекрыт армоцементным сводом-оболочкой небольшой кривизны размером 35 на 35 метров площадью более 1000 квадратных метров.

Вблизи расположены