Колонна к 50-летию основания Академии художеств была сооружена по инициативе президента Академии художеств графа А.С. Строганова. Её оформление выполнил архитектор А.Н. Воронихин, а сам ствол колонны первоначально предназначался для колоннады в интерьере Казанского собора. В 1807 году колонну установили в круглом внутреннем дворе Академии Художеств. В 1847 году колонна получила существующее оформление пьедестала и капители, выполненное архитектором А.П. Брюлловым, и была установлена в центре сада Академии. Венчает колонну лира — символ искусств.
10 августа 1807 года граф Александр Сергеевич Строганов предложил установить в круглом внутреннем дворе Академии памятник в честь её 50-летия. Для реализации этого замысла решили использовать колонну. Ствол колонны из розового финского гранита был передан в распоряжение Академии автором Казанского собора архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным (1759–1814).
Первоначально этот ствол предназначался для возведения колоннады в интерьере Казанского собора, но в итоге так и не был использован.
Архитектору Воронихину Академией было поручено «начертить рисунок сей колонны с приличными к ней украшениями и принять нужные меры, чтобы оная колонна к сентябрю месяцу была на своём месте». Возведение колонны, под наблюдением Воронихина, было поручено архитектору А.А. Михайлову[1].
По проекту А.Н. Воронихина постамент колонны был выполнен в виде грота из естественного камня, а завершала колонну римско-ионическая капитель, увенчанная шаром.
Колонна к 50-летию основания Академии художеств, оформленная по проекту архитектора А.Н. Ворониха, была установлена в круглом внутреннем дворе Академии художеств в 1807 году.
Новое оформление и установка колонны в саду
В 1817 году колонну перенесли в сад Академии. По другим сведениям в 1917 году колонна была убрана в запасники Академии, где хранилась до 1840-х годов[2][3].
На прежнем месте колонны, в круглом внутреннем дворе Академии, впоследствии долгое время стояла гипсовая модель памятника Минину и Пожарскому работы скульптора И.П. Мартоса.
В 1844 году архитектору Александру Павловичу Брюллову (1798–1877) Академией было поручено благоустройство сада. В ходе работ Брюллов разработал планировку сада, спроектировал его ограду и перестроил садовый корпус. Также Брюллов создал новое оформление для Колонны к 50-летию основания Академии художеств, которая, получив новый (современный) облик, была установлена в центре сада Академии в 1847 году.
Работы по скульптурному оформлению капители колонны, согласно эскизам Брюлова, были выполнены выдающимся медальером Александром Павловичем Лялиным (1802–1862).
Впоследствии колонна стала одним из символов Академии художеств[2].
Архитектура
Колонна к 50-летию основания Академии художеств представляет собой монументально-декоративное сооружение, образец классицистического садово-паркового сооружения первой половины 19 века. Ствол колонны выполнен из розового финского гранита, а база из светлого мрамора. Общая высота колонны составляет 17 метров.
Пьедестал колонны выполнен в виде высокого, прямоугольного в плане гранитного постамента и трёхступенчатого стилобата.
Колонна к 50-летию основания Академии художеств. Сад Академии художеств.
Вид с северо-запада.
Капитель колонны, выполненная из бронзы, композитного ордера. Она скомпонована из декоративных гирлянд и трёх крылатых женских фигур. Аллегорические фигуры символизируют «знатнейшие художества»: живопись, скульптуру и архитектуру (у ног каждой из фигур имеется соответствующая подпись).
Венчает колонну к 50-летию основания Академии художеств стилизованная бронзовая лира — символ искусств.
1. С.Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764–1914. В двух томах. Часть 1.2. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1914.
2. В.Г. Лисовский. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. — Ленинград: Лениздат, 1982. — С. 61—68.
3. А.Н. Петров и др. Памятники архитектуры Ленинграда. Ленинград: Стройиздат, 1975. — С. 430.
- Колонна в саду Академии художеств. Паспорт объекта культурного наследия.