Строительство дворца было начато в 1768 году по велению Екатерины II. Дворец предназначался в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Григорьевичу Орлову. Проект здания разработал Антонио Ринальди. Постройка была завершена в 1785 году, но Орлов умер в 1783 году, так и не увидев здание законченным. Дворец стал первым в Петербурге зданием фасады которого были облицованы натуральным камнем. В 1796 году Екатерина пожаловала дворец великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. С 1992 года здесь размещается филиал Русского музея.
При Петре Первом на этом месте располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью.
В 1716 году именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли.
Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона в 1717 году из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру.
В 1737 году и Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника сгорели. Место расчистили, а участок назвали «Верхней набережной площадью», она стал продолжением Марсова поля.
Строительство Мраморного дворца было начато в 1768 году. Дворец возводился по велению Екатерины II и предназначался в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа.
Дворец строился по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), работавшего в России с 1751 по 1784 год. Строительство Мраморного дворца было завершено в 1785 году, а в 1796 году Екатерина II пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.
В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, который внезапно умер здесь в 1798 году.
В 19 и начале 20 века дворец являлся родовым домом великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей. После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу.
В 1840-х годах дворец, бывший уже в аварийном состоянии, отреставрировали и отделали по проекту архитектора Александра Брюллова.
В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт Великий князь Константин Константинович (К. Р.). После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь Иоанн Константинович.
Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал в эмиграции воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».
После революции и национализации, в 1919—36 годах в здании Мраморного дворца находилась Российская Академия истории материальной культуры, а после ее ликвидации — филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа.
С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль Остин-Путиловец (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917 года. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент в 1997 году установили памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, который стоял в своё время на современной площади Восстания.
С 1992 года Мраморный дворец находится в ведении Русского музея.
Архитектура Мраморного дворца
Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Антонио Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный тивдийский камень, но от времени он потускнел.
Над главным входом возвышается аттик увенчанный часовой башней и украшенный скульптурами Ф.И. Шубина (Верность - справа, Щедрость - слева).
Парадный двор Мраморного дворца с юга (со стороны Миллионной улицы) и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем (Служебный корпус).
Служебный флигель построен архитектором П.Е. Егоровым в 1780—1787 годах. В 1844—1847 годах он перестраивался архитектором А.П. Брюлловым. Со стороны двора флигель украшен рельефным фризом «Служение лошади человеку» П.К. Клодта.
Интерьеры дворца
Мрамор использовался как для внешней, так и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал, его стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.
Парадная лестница Мраморного дворца выполнена по проекту Антонио Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Скульптурное убранство лестницы выполнено Федотом Шубиным: в нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», Осеннее и Весеннее равноденствие. Скульптор изваял для Парадной лестницы из белого греческого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве, а также барельеф с портретом Антонио Ринальди, установленный на стене парадного вестибюля дворца.
В оформлении интерьеров дворца участвовали: живописец Стефано Торелли (плафон «Свадьба Купидона и Психеи» 1775 г. для Мраморного зала), скульпторы М.И. Козловский и Ф.И. Шубин (барельефы и скульптурные портреты для Мраморного и Орловского залов), лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер.
В 1803—1811 годах интерьеры дворца были переделаны под руководством архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.