Даты: 1768–1785 годы

Автор(ы): архитектор А. Ринальди, П.Е. Егоров

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: филиал Русского музея

Здесь размещается:
Мраморный дворец (Музей) - Русский музей →

Мраморный дворец входит в комплекс Русского музея. Помимо интерьеров дворца здесь можно ознакомиться с постоянной экспозицией «Музея Людвига в Русском музее», являющейся даром коллекционеров Петера и Ирене Людвиг Русскому музею. Экспозиция представляет произведения интернационального современного искусства второй половины 20 — начала 21 века и включает работы П. Пикассо, Р. Лихтенштейна, Э. Уорхола и других известных современных художников. Во дворце также проходят временные выставки зарубежных и российских мастеров.

Строительство дворца было начато в 1768 году по велению Екатерины II. Дворец предназначался в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Григорьевичу Орлову. Проект здания разработал Антонио Ринальди. Постройка была завершена в 1785 году, но Орлов умер в 1783 году, так и не увидев здание законченным. Дворец стал первым в Петербурге зданием фасады которого были облицованы натуральным камнем. В 1796 году Екатерина пожаловала дворец великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. С 1992 года здесь размещается филиал Русского музея.

При Петре Первом на этом месте располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью.

В 1716 году именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли.

Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона в 1717 году из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру.

В 1737 году и Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника сгорели. Место расчистили, а участок назвали «Верхней набережной площадью», она стал продолжением Марсова поля.

Строительство Мраморного дворца было начато в 1768 году. Дворец возводился по велению Екатерины II и предназначался в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа.

Дворец строился по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (17091794), работавшего в России с 1751 по 1784 год. Строительство Мраморного дворца было завершено в 1785 году, а в 1796 году Екатерина II пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

В 1797–1798 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, который внезапно умер здесь в 1798 году.

В 19 и начале 20 века дворец являлся родовым домом великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей. После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу.

В 1840-х годах дворец, бывший уже в аварийном состоянии, отреставрировали и отделали по проекту архитектора Александра Брюллова.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт Великий князь Константин Константинович (К.Р.). После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь Иоанн Константинович.

Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал в эмиграции воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».

Советский период

После революции и национализации, в 1919–1936 годах, в здании Мраморного дворца находилась Российская Академия истории материальной культуры, а после ее ликвидации – филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа.

С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль Остин-Путиловец (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917 года. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент в 1997 году установили памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, который стоял в своё время на современной площади Восстания.

Современность

С 1992 года Мраморный дворец находится в ведении Русского музея.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Антонио Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный тивдийский камень, но от времени он потускнел.

Вид на Мраморный дворец со стороны Троицкого моста

Вид на Мраморный дворец со стороны Троицкого моста
Вид с севера.

Над главным входом возвышается аттик увенчанный часовой башней и украшенный скульптурами Ф.И. Шубина (Верность - справа, Щедрость - слева).

Аттик Мраморного дворца с часовой башней

Аттик Мраморного дворца с часовой башней
Аттик украшают скульптуры работы Федота Шубина (слева - Щедрость, справа - Верность)

Парадный двор Мраморного дворца с юга (со стороны Миллионной улицы) и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем (Служебный корпус).

Ограда парадного двора Мраморного дворца со стороны Невы

Ограда парадного двора Мраморного дворца со стороны Невы
Вид с Дворцовой набережной.

Служебный флигель Мраморного дворца построен архитектором П.Е. Егоровым в 1780–1787 годах. В 1844–1847 годах он перестраивался архитектором А.П. Брюлловым. Со стороны двора флигель украшен рельефным фризом «Служение лошади человеку» П.К. Клодта.

Южный фасад Служебного корпуса Мраморного дворца

Южный фасад Служебного корпуса Мраморного дворца
Вид с юго-запада.

Интерьеры дворца

Мрамор использовался как для внешней, так и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал, его стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.

Парадная лестница Мраморного дворца выполнена по проекту Антонио Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Скульптурное убранство лестницы выполнено Федотом Шубиным: в нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», Осеннее и Весеннее равноденствие. Скульптор изваял для Парадной лестницы из белого греческого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве, а также барельеф с портретом Антонио Ринальди, установленный на стене парадного вестибюля дворца.

В оформлении интерьеров дворца участвовали: живописец Стефано Торелли (плафон «Свадьба Купидона и Психеи» 1775 г. для Мраморного зала), скульпторы М.И. Козловский и Ф.И. Шубин (барельефы и скульптурные портреты для Мраморного и Орловского залов), лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер.

В 1803–1811 годах интерьеры дворца были переделаны под руководством архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.

Вблизи расположены