Даты: 1907–1908 гг., 1910–1914 гг. (декоративное оформление

Автор(ы): архитектор Л.А. Ильин, инженер А.П. Пшеницкий

Архитектурный стиль: классициз­м

Объект культурного наследия регионального (местного) значения

Пантелеймоновский мост, перекинутый через реку Фонтанку у Летнего сада, сооружён в 1909-1908 годах на месте старого Цепного моста. Проект однопролётного арочного моста разработал инженер Андрей Павлович Пшеницкий (1869—1941), а проект его декоративного оформления – архитектор Лев Александрович Ильин (1879—1942). Пантелеймоновский мост считается одним из лучших примеров мостостроительно­го искусства начала 20 века. В оформлении его решёток и торшеров с арматурой из воинских доспехов использованы мотивы стиля высокого классициз­ма.

С первой трети 18 века в этом месте располагался деревянный свайный мост-акведук: по нему подавалась вода к фонтанам Летнего сада.

Цепной Пантелеймоновский мост

В 1823—1824 годах вместо деревянного моста был сооружён подвесной цепной мост, выполненный по проекту инженера Вильгельма фон Треттера (1788—1859).

Конструкция моста, получившего название Цепного (Цепной Пантелеймоновский или Большой цепной мост через реку Фонтанку у Летнего сада[1]), представляла собой береговые опоры с установленными на них двумя высокими чугунными порталами, между которыми было переброшено пять рядов парных цепей. К цепям, при помощи более чем ста стержней, крепилось мостовое полотно. Высокие чугунные порталы имели нарядное декоративное оформление.

Современный Пантелеймоновский мост

Существующий мост сооружён по проекту инженера Андрея Павловича Пшеницкого на месте Цепного моста в 1907—1908 годах (Цепной Пантелеймоновский мост был разобран в 1906 году). Руководил строительством инженер А.А. Рейнеко.

Открытие движение по Пантелеймоновскому мосту состоялось в 1908 году, но к этому времени он ещё не имел существующего декоративного оформления: на нём стояли временные деревянные перила. Причиной этого стало не согласие Академии Художеств с обликом перил предусмотренных первоначальным проектом.

В 1910 году архитектор Лев Александрович Ильин разработал новый проект архитектурного оформления моста. Декоративные элементы изготовили на заводе Карла Винклера, а сами работы по оформлению моста полностью завершили в 1914 году[2].

Новый мост получил название Пантелеймоновский по наименованию церкви святого Пантелеймона, расположенной вблизи.

Советский период

В 1923 году Пантелеймоновский мост и Пантелеймоновская улица, отходящая от него на восток, были переименованы в честь декабриста Павла Ивановича Пестеля (мост Пестеля). В 1991 году мосту возвращено прежнее название — Пантелеймоновский (название улицы осталось неизменным — улица Пестеля).

В 1950-х годах прошла реставрация моста в ходе которой, по проекту архитектора А.Л. Ротача, были восстановлены утраченные фонарные столбы. В 1984 году при реставрации восстановлена позолота у деталей арки.

Архитектура

Пантелеймоновский мост представляет собой однопролётный арочный металлический мост. Каменные береговые устои облицованы гранитом. Длина Пантелеймоновского моста составляет 43 метра, а ширина 23,4 метра.

Для того чтобы мост гармонично вписался в существующий ансамбль окружающих его строений архитектор Л.А. Ильин спроектировал для него декоративное оформление с арматурой из воинских доспехов, схожее с оформлением 1-го Инженерного моста, 2-го Инженерного моста и ограды Летнего сада.

На гранитных тумбах над береговыми устоями моста, по аналогии с Инженерными мостами, установлены торшеры с фонарями, выполненные в виде пучков копий, украшенных овальными щитами с изображением Медузы Горгоны, наложенными на перекрещенные мечи. Венчают торшеры двуглавые орлы с распростёртыми крыльями, короной и лавровым венком в когтях.

Чугунная решётка перил Пантелеймоновского моста выполнена в виде коротких копий-дротиков (аналогично Инженерным мостам) с накладной арматурой из воинских атрибутов (обвитых лентами секир, пик и щитов покрытых узорчатым рельефом), соединенных горизонтальными тягами со столбами в виде так называемых «ликторских пучков» или фасции (лат. fasces).

В оформлении решёток и торшеров с фонарями Пантелеймоновского моста использованы мотивы стиля высокого классицизма.

Вблизи расположены