Мыс в восточной оконечности Васильевского острова, омываемый Большой Невой и Малой Невой, является одним из самых известных архитектурных ансамблей Петербурга. Проект архитектурного ансамбля стрелки с включением в него здания Биржи, положенный в основу существующей планировки, разработал архитектор Андреян Дмитриевич Захаров в 1803-1804 годах. В целом формирование облика стрелки завершилось в первой трети 19 века, после того как здесь было возведено здание Биржи по проекту Жан-Франсуа Тома де Томона, а также двух пакгаузов и здания таможни по проекту архитектора Ивана Францевича Лукини.
Величественное здание Биржи в образе античного храма, отвечающее потребностям растущей экономики России, построено в 1805—1810 годах. По проекту Тома де Томона перед зданием Биржи также были возведены две Ростральные колонны со статуями божеств у подножия.
В 1804 году, одновременно с возведением Биржи, были начаты работы по устройству гранитных набережных Большой и Малой Невы, и самой набережной Стрелки Васильевского острова. Работы велись по проекту Тома де Томона, при участии Ивана Васильевича Рогинского, а также известного скульптора-каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова (1768—1844). Устройство набережных было завершено в 1810 году.
На стрелке, по оси здания Биржи, была устроена полукруглая площадь диаметром более 120 метров, открытая с трёх сторон к реке. Площадь эта создавалась путём земляной подсыпки до гранитной стены набережной, возведённой на сваях забитых в Неву за пределами береговой линии. Это был первый в истории Петербурга опыт создания искусственной площади такого размера.
Площадь стала частью парадной пристани морского порта. Композиционный центр пристани расположен в створе речного фарватера и решён в форме двухъярусного выступа. С севера и юга, с внешней стороны, его огибают полуциркульные спуски-пандусы с гранитными парапетами, которые спускаются до широкой, открытой площадки пристани с уходящими в воду Невы гранитными ступенями.
Стенка набережной Стрелки Васильевского острова облицована массивными гранитными блоками, декорирована арками и украшена 12 львиными маскаронами. Это не просто декоративные элементы, львы «держат» в своих пастях причальные кольца, которые использовались по своему назначению. Маскароны львов и два больших шара из гранита, установленные по краям открытой площадки на больших блоках (в конце парапетов пандусов), были выполнены Самсоном Сухановым. Гранитные шары являются ярким примером мастерства каменотёса — Суханов высек их не пользуясь при этом измерительными инструментами[1].
В 1826—1832 годах по проекту Ивана Францевича (Джованни) Лукини были выстроены Южный и Северный пакгаузы, предусмотренные проектом А.Д. Захарова. Здания пакгаузов определили строгую симметричность ансамбля.
В состав Южного пакгауза кроме складских корпусов вошли Дом таможенных чинов и Экспозиционный зал, который предназначался для проведения российских мануфактурных выставок (первая выставка состоялась здесь в 1829 году).
Также по проекту архитектора Лукини на набережной Малой Невы было возведено здание Таможни. Её силуэт с купольным завершением перекликается с силуэтом здания Кунсткамеры, расположенной на набережной Большой Невой (на южном берегу Стрелки). Таким образом сформировался целостный облик Стрелки Васильевского острова, ставшей одним из самых известных архитектурных ансамблей Петербурга.
В 1925—1926 годах по проекту архитектора Льва Александровича Ильина на площади перед Биржей был устроен регулярный сквер.
- Стрелка Васильевского острова. История формирования архитектурного ансамбля. М.С. Бунин. Москва, 1957.
- Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. М.С. Бунин. Ленинград, 1973.
- Стрелка Васильевского острова. П.Я. Канн. Ленинград, 1973.