Даты: 1829-1830 гг.; 1953 г.; 1990-1997 гг.

Автор(ы): инженеры Е.А. Адам и В.К. Треттер

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

Тройной мост представляет собой единое мостовое сооружение объединяющее Театральный, Мало-Конюшен­ный мосты и Ложный мост-дамбу. Уникальное по своей конструкции сооружение также именуют Трёхколенный мост или Трехарковый мост. Мосты расположены у истока канала Грибоедова из реки Мойка. Мало-Конюшенный мост перекинут через реку Мойка, Театральный через канал Грибоедова, а Ложный мост-дамба располагается между рекой и каналом. Тройной мост возведён по проекту инженеров Егора Адама и Вильгельма фон Треттера в 1829-1831 годах.

Тройной мост соединяет между собой Казанский, Спасский и 1-й Адмиралтейский острова. Название Мало-Конюшенного моста связано с расположением моста у здания Главных императорских конюшен, а название Театрального моста происходит по располагавшемуся в конце 18 века на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) Вольному Российскому театру.

Вольный Российской театр (Театр Карла Книпера, Театр на Царицыном лугу)

Здание Вольного Российского театра находилось неподалёку от того места, где сейчас находится Тройной мост. Театр был создан немецкой труппой под руководством Карла Книпера (отсюда второе название — Театр Карла Книпера) в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось в 1779 году[1] в реконструированном под театральны нужды деревянном здании на Царицыном Лугу, первоначально выполнявшим функции манежа (школы верховой езды). В 1783 году театр вместе со всей труппой и имуществом, включая помещение, вошёл в структуру Императорских театров. Став казённым Вольный театр получил новое название — Городской Деревянный Театр (или Малый Театр, на контрасте с открывшимся Большим Каменным театром) и просуществовал под ним до 1797 года, когда здание театра было демонтировано по приказу Павла I, так как мешало манёврам войск на парадах[2].

До постройки существующих мостов здесь располагались два деревянных трёхпролётных разводных моста, один через реку Мойка, а другой через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова).

Первый мост через реку Мойка, приблизительно на месте современного, был устроен в 1716 году. Позднее мост переместили ближе к нынешнему 2-му Садовому мосту. Во 2-й половине 18 века он представлял собой деревянный трёхпролётный разводной мост.

Канал (ныне канал Грибоедова) был устроен в 1739 году, когда исток реки Кривуши (бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств) был соединён с Мойкой. В 1764—1790 годах у канала углубили дно, укрепили берега и соорудили гранитные набережные. В этот же период, между 1769 и 1781 годами, был впервые построен мост через канал на месте современного Театрального моста. Как и мост через Мойку, он представлял собой деревянный трёхпролётный разводной мост.

Работы над проектами перестройки Мало-Конюшенного и Театрального деревянных мостов в чугунные велись с 1807 года. Ряд архитекторов и инженеров предлагали возвести два отдельных моста, другая группа отстаивала идею создания единого ансамбля, который, в итоге, и был воплощён в жизнь инженерами Егором Андреевичем Адамом (1794 — после 1860) и Вильгельмом фон Треттером (1788 — 1859). Пролёты новых мостов были перекрыты сводами собранными из типовых чугунных тюбингов, скрепленных болтами.

Советский период

В Советское время проводились работы по реставрации мостов, так в 1952 году на Мало-Конюшенном мосту был восстановлен утраченный декор — торшеры, фонари, решётки.

Архитектура

Мало-Конюшенный, Театральный и Ложный мост-дамба составляют единую архитектурно планировочную композицию. Архитектурное оформление ансамбля единообразно и выполнено в стилистике позднего классицизма. В оформление использованы идентичные светильники-торшеры и чугунные перила, украшенные декоративными накладками. Отдельные детали декора покрыты сусальным золотом.

Расположенный у здания Главных императорских конюшен Ложный мост-дамба выполняет архитектурно-декоративную роль, его фасад-арка со стороны канала Грибоедова повторяет очертания арки Театрального моста формируя в створе канала завершающую его строго симметричную композицию. Перекликаясь со стройным фасадом дома Адамини, она эффектно завершает панораму канала. Со стороны реки Мойка мост-дамба никак не проявлен.

Театральный мост перекинут через канал Грибоедова (бывший Екатерининский канал), у его истока из реки Мойка. Его длина составляет около 23 метров, ширина 19 метров по краям и 15,5 метров в средней части.

Мало-Конюшенный мост перекинут через реку Мойка, его длина составляет около 33 метров, а ширина 15,6 метров.

Ансамбль Тройного моста уникален в мировой практике и относится к шедеврам мостового зодчества.

Источники и примечания
  • Г.И. Лоханов. Предыстория строительства Малоконюшенного и Театрального мостов в Ленинграде, в кн.: Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Ленинград, 1985. — С. 59–65.
  • М.С. Бунин. Мосты Ленинграда, Ленинград, 1986. — С. 189–93.
  • А.Л. Пунин. Повесть о ленинградских мостах. Ленинград: Лениздат, 1971.

Вблизи расположены