Дворец Бельведер

Даты: 1852–1856 гг., 1953–1954 гг. (реставрация); 1980 г. (реставрация)

Автор(ы): архитектор А.И. Штакеншнейдер

Архитектурный стиль: эклектика, неогреческий

Объект культурного наследия федерального значения

Это двухэтажный дворцовый павильон в самой южной части Лугового парка, на Бабигонском холме. Он был построен в 1852–1856 годах по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера и предназначался для пикников императорской фамилии. Николай I возвёл Бельведер для своей жены, императрицы Александры. Своей архитектурой павильон напоминает древнегреческий храм, а название его происходит от итальянского слова belvedere, что в переводе значит «прекрасный вид». С галереи открываются перспективы окрестностей и Финского залива, видны Кронштадт и Санкт-Петербург.

В 1856 году, по сторонам от павильона, на высоких постаментах были установлены две гальванопластические группы Петра Карловича Клодта «Укротители коней». Эту композицию зодчий дополнил не свойственной античности террасой с декоративными вазами и каменной двухмаршевой лестницей с такими же вазами и скульптурой на постаментах.

Сад перед дворцом и перголы были устроены в 1856–1857 годах, сразу после строительства дворца, садовым мастером Петром Ивановичем Эрлером (1793—1857).

Сад дворца «Бельведер» имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, согласно Постановления Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

После Октябрьской революции во дворце был организован дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны дворцовый павильон «Бельведер» серьёзно пострадал, а скульптурные группы Клодта безвозвратно исчезли. В 1953–1956 годах были проведены реставрационные работы и вновь открыт дом отдыха.

В настоящее время здание не используется.

Архитектура  дворцового павильона «Бельведер»

Здание поднято на массивном стилобате из монолитных гранитных блоков. На площадку стилобата с восточного фасада ведёт двухмаршевая гранитная лестница, по сторонам которой ранее стояло шесть мраморных скульптур. Это — главный вход, подчёркнутый портиком с четырьмя гранитными фигурами, созданными Александром Ивановичем Теребенёвым. С западной стороны также устроен вход во дворец с небольшим гранитным крыльцом и четырьмя постаментами из красного гранита.

Первый этаж Бельведера — подиум — прорезан высокими окнами. Его фасад оштукатурен в виде чередующихся узких и широких рустов; углы акцентированы пилястрами с коринфскими терракотовыми капителями. В первом этаже был расположен Большой зал, занимавший основной объём, и кабинеты императора и императрицы. Большой зал выделялся особой пышностью отделки — он был декорированный десятью каннелированными колоннами из каррарского мрамора, искусственным мрамором, лепкой и росписью; пол зала выстлан полированными мраморными плитами.

Второй этаж решён наподобие античного периптера, для которого первый этаж служит подножием. 28 гранитных колонн с беломраморными базами и ионическими капителями несут сложный профилированный антаблемент с мраморным архитравом. Между колоннами установлены ажурные чугунные решётки. Полы крылец и колоннады выложены мозаикой.

Вблизи расположены