Даты: 1720–1723 гг.; 1898–1899 гг.; 1954–1955 гг. (восстановление); 1980-1982 гг. (реставрация)

Автор(ы): архитектор И. Браунштейн, скульптор Н. Пино

Архитектурный стиль: барокко

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав архитектурно-паркового ансамбля
18 в., 19 в., 2-я пол. 20 в. (реставрация и восстановление)

Марли – миниатюрный павильон-дворец – главное сооружение западной части Нижнего парка. Павильон сооружён одновременно с закладкой Марлинских прудов по проекту Иоганна Браунштейна в 1720—1723 годах. Своё название павильон получил в память о посещении Петром I в 1717 резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем (не сохранилась, была разрушена во время Великой французской революции). Петергофский Марли и окружающие его пруды и сады не повторяют французский прототип, от него заимствованы только общие композиционные решения и идея сочетания декоративного и хозяйственного предназначения парка.

Первоначально павильон-дворец Марли планировался одноэтажным, но в процессе постройки, по распоряжению Петра Первого, в проект внесли изменения и дворец приобрёл второй этаж, что придало его пропорциям уравновешенность и законченность (в объёме — чётко выявленный куб).

В строительстве и декоре дворца принимали участие скульптор Никола Пино, каменных дел мастера Я. Неупокоев и А. Кардасье.

Изначально Марли использовался для проживания знатных особ, гостивших в Петергофе, однако уже в середине 18 века он приобрёл мемориальный характер. Здесь долгое время хранился гардероб Петра I (впоследствии большая часть его передана в Эрмитаж) и другие личные вещи. В дальнейшем за всю историю дворца его предназначение не менялось.

В 1898–1899 годах павильон-дворец Марли был отреставрирован и поставлен на новый фундамент. Необходимость радикальных работ возникла из-за того, что по его стенам пошли трещины. Здание было полностью разобранно, а затем восстановлено. Руководил реставрационными работами инженер А. Семёнов. Все подлинные детали отделки были сохранены, а точность воссоздания была превосходной.

Советский период

В ходе Великой Отечественной войны павильон Марли сильно пострадал от попадания мины замедленного действия (коллекции были эвакуированы в 1941 году). Работы по восстановления павильона были проведены в 1954–1955 годах. А в 1980-1982 годах была проведена реставрация, после которой, в 1982 году, павильон Марли был открыт для посещения как музей.

Современный период

В современной экспозиции дворца Марли представлены уникальные экспонаты: морская шинель императора Петра I и кафтан с шитым орденом Андрея Первозванного, книги из его библиотеки, стол с «аспидной» доской, выполненный руками царя, его личная посуда. Здесь же представлена коллекция живописи, собранная императором, которая составляет основу живописной экспозиции дворца. В неё входят работы малоизвестных голландских, фламандских и итальянских мастеров 17—18 веков: А. Сило, А. Сторка, П. Белотти, А. Челести и других. Некоторые предметы меблировки аутентичны, другие тщательно подобраны по аналогии, в соответствии сохранившимися документами.

Вблизи расположены