Главный храм Новгорода был возведен в 1045—1050 годах по велению Новгородского князя Владимира — сына Ярослава Мудрого. Освящён храм по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой. Это одно из крупнейших сооружений Киевской Руси, свидетельствующее о силе и величии молодого государства. Ныне один из древнейших храмов России. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в 11 веке.
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года.
С 1130-х годов София перестает быть княжеским храмом и превращается в главный храм Новгородской вечевой республики и символ Новгорода.
В течение многих столетий Софийский собор был центром не только религиозной, но и политической жизни Новгорода. В тайниках Софии хранилась казна Великого Новгорода, здесь собирался Совет Господ, здесь принимали дипломатов-иностранцев, послов от великого князя и из других русских земель[1].
Ныне это кафедральный собор Новгородской митрополии. Здесь регулярно проводятся богослужения; в остальное время храм открыт для посещения всеми желающими.
Архитектура Софийского собора
Это пятинефный крестово-купольный храм. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.
Храмы подобного типа строились на Руси только в 11 веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав изначально имели полусферическую форму, а современную шлемовидную и луковичную форму получили после 1408 года; тогда же впервые был позолочен центральный купол[1].
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов. В центре между ними до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. На стенах Софийского собора также сохранились многочисленные надписи, оставленные в разное время посетителями храма, начиная с 11 века.
От первоначального убранства Софии сохранились мозаичные настенные плиты, ими украшена нижняя часть алтарной апсиды, «горнее место» (где сидел владыка), «седалище» (скамья для духовенства), расположенное для по обе стороны от горнего места. От мозаичных полов сохранились в основном фрагменты[2].
Горнее место (верхняя кафедра) — располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. С древнейших времён, особенно в больших соборах, горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова (он увидел престол, сидящего на престоле Господа Вседержителя, а возле него 24 восседавших старца царей и священников Бога — Откр. 4:4).
Центральный иконостас включает 87 икон 15-19 вв.
Западный портал собора служил главным входом. Его украшают бронзовые Магдебургские (по месту изготовления) врата, предположительно 12 века, выполненные в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.
Врата также именуют Сигтунскими - по преданию, согласно которому нвгородцы захватили врата как военный трофей в боях за шведскую крепость Сигтуну в 1187 году[1]. Эту версию также высказал в своей публикации 1823 года историк Ф. Аделунг, считавший что врата являются воинским трофеем новгородцев (карел, эстов, ижор и северных русских), ходивших по морю в 1187 году в тогдашнюю шведскую столицу Сигтуну.
Впервые они упоминаются в описях Софийского собора 18 века, где именуются Корсунскими[3]. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведёт архиепископ.
Над главным входом в собор распологается фреска на которой изображена Ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
1. По древнерусским городам. Емельянов Б.В. Москва: Профиздат, 1983. — С. 62.
2. Софийский собор. 4-е изд. Ю.И. Никитина Ленинград: Лениздат, 1980.
3. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». А.Н. Трифонова. Материалы научной конференции. 1995.