Даты: 1826—1829 гг., 1843-1844 гг.

Автор(ы): архитектор А. А. Менелас, А. И. Штакеншнейдер

Архитектурный стиль: неоготика

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав комплекса:
Экстерьер

Коттедж по-английски — «сельский домик», «мыза» или «дача». Это центральное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия, построенное с использованием элементов неоготики в 1826—1829 годах для семейства императора Николая Павловича по проекту английского архитектора А. А. Менеласа. Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны.

Строительство Коттеджа началось по приказу императора Николая I в 1826 году на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова («Монкураж»). Возведение дворца и планировку парка поручили архитектору Адаму Адамовичу Менеласу. Строительство Коттеджа было завершено в 1829 году.

Архитектура дворца выдержана в так называемом «готическом» стиле. Его прообразом были английские загородные дома, получившие распространение в Европе в 1-й половине 19 века. Здание представляет собой компактное двухэтажное здание с мансардой и четкой планировкой. Все фасады имеют трехчастное деление и украшены конструктивными и декоративными элементами из литого чугуна (аркады с цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас, гербы и др.), отлитыми на Александровском литейном заводе (в Петербурге) по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина. По их же моделям выполнен лепной декор потолков в виде готических решёток, арок, кронштейнов. Декоративной росписью интерьеров занимались Д.-Б. Скотти и художник В. Додонов.

На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии - щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским. Этот герб можно найти на всех главных постройках «Александрии».

Важным элементом архитектурно-художественного декора интерьеров является деревянная резьба, выполненная В. Захаровым. Элементы мраморной отделки были изготовлены в мастерской скульптора П. Трискорни. Паркеты были исполнены А. Тарасовым и М. Знаменским. Мебельные гарнитуры были изготовлены по рисункам А. А. Менеласа в мастерской придворного мебельщика Г. Гамбса. Готический орнамент повторяется в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле. Специально для Коттеджа на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах были изготовлены сервизы.

В 1839 году маркиз де Кюстин оставил достаточно подробное описание резиденции, которую в виде особой милости ему показывал лично цесаревич Александр. «Жизнь в петергофском дворце для меня невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной позолоты, я выпросила у государя эту скромную обитель, — рассказывала гостю императрица Александра Фёдоровна. — Никогда я не была так счастлива, как здесь. Но коттедж уже становится слишком велик для нас: одна из моих дочерей вышла замуж, а сыновья учатся в Петербурге» - из книги «Россия в 1839 году».

В 1843-1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к восточному фасаду Коттеджа пристраивается Столовая с Мраморной террасой, соединенная со старой частью стрельчатой аркадой. Внутренняя отделка новой столовой также выполнена в неоготическом стиле, стены украшают картины Т. А. Неффа, П. Н. Орлова, И. К. Айвазовского, С. М. Воробьева, Т. Гюдена.

В 1844 году в нише стены северного фасада здания была помещена скульптура И. П. Витали «Мадонна с младенцем».

Центром планировки дворца является чугунная лестница. На первом этаже дворца находились комнаты Александры Федоровны: Прихожая, Камер-юнгферская, Туалетная, Опочивальня, Кабинет, Гостиная, Библиотека, Приемная, Малая приемная, столовый зал с буфетом. На втором этаже: кабинет Николая I, комнаты детей, ванная и два крытых балкона. В мансардном этаже: Морской кабинет с балконом, гардеробные и комнаты персонала.

Наиболее интересные и богато оформленные комнаты находятся на первом этаже. Интерьер комнат второго этажа, за исключением кабинета Николая I, более сдержан, а сами они невелики. Некоторые помещения Коттеджа были переоформлены позже под руководством архитектора Р. Мельцера в стиле модерн.

После Октябрьской революции здесь был открыт историко-художественный музей. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить большое количество экскурсий, знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти 19 века.

Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980). В здании размещался медицинский пункт немецко-фашистских войск. В результате погибла значительная часть мебели, пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен. Само здание получило небольшие повреждения.

Реставрация дворца проводилась научно-производственным объединением «Реставратор» под руководством архитектора Ирины Николаевны Бенуа и была завершена в 1978 году. В 1979 году дворец был вновь открыт для посетителей.

Дворец Коттедж можно увидеть в кинофильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Король шантажа» (1980 г.), где он показан как дом Милвертона.

Вблизи расположены