Даты: 1784-1786 гг., нач. 19 в.

Автор(ы): архитекторы М. Н. Ветошников, В. И. Баженов, И. Г. Гомзин

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Это комплекс зданий и сооружений, возведенный в конце 18 - начале 19 веков для снабжения кораблей и судов флота всем необходимым. Решение о его возведении было принято Екатериной II, работами руководил адмирал Самуил Грейг. Общий проект комплекса и проекты большинства его зданий выполнил архитектор М. Н. Ветошников. Обширную территорию Адмиралтейства с трех сторон опоясывает Обводный канал, а главный вход в Адмиралтейство исторически располагается с Якорной площади.

13 мая 1783 года здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (которое было в то время деревянным) охватил пожар, который нанес ему серьёзный ущерб и угрожал перекинуться, в том числе, и на Зимний дворец. По этой причине, в целях безопасности, Екатерина II подписала указ «вывесть Адмиралтейство из столицы в Кронштадт».

Проектирование нового Адмиралтейства в Кронштадте занялась комиссия во главе с адмиралом Самуилом Грейгом. В качестве площадки для строительства была выбрана территория вокруг канала имени Петра I. В плане по периметру Адмиралтейства должен был быть прорыт Обводный канал. Цель этого канала заключалась в защите строений от пожаров и постороннего проникновения. По набережной Обводного канала предлагалось расположит военные склады, что позволило быстро осуществлять погрузку и разгрузку непосредственно с судов, кроме этого Адмиралтейство должно было быть окружено казармами и жилыми строениями для офицеров.

8 марта 1785 года Екатериной II был утвержден «Генеральный план для строения Адмиралтейства в Кронштадте» (автором которого был адмирал Грейг). Этот план сыграл решающую роль в дальнейшем развитии всего Кронштадта, так как параллельно был уточнен и утвержден план застройки города, носивший регулярный характер.

Официальным автором проекта считался С. К. Грейг, ему принадлежат основные идеи, но Грейг не был архитектором, и, вероятно, автором архитектурных проектов был Михаил Николаевич Ветошников, командированный в мае 1784 года в Комиссию адмиралтейского строения в Кронштадте для составления детальных проектов и ведения строительства.

Ветошникову принадлежат проекты почти всех зданий Адмиралтейства: трех мастерских, канатно-прядильного завода со смольней и пеньковым сараем, магазинов, кузниц, неосуществленный проект госпиталя и других построек.

В том же 1785 году начались строительные работы.

В период до 1797 года были построены:

  • канатно-прядильный завод с восточной стороны бассейна Петровского дока,
  • смольня,
  • часть Обводного канала, выложенная гранитом,
  • семь провиантских складов,
  • сухарный завод,
  • каменный Лесной сарай,
  • каменный Угольный сарай
  • три парусные мастерские.

За северной частью Обводного канала было построено 4 офицерских флигеля и 6 служительских корпусов.

После смерти архитектора Михаила Ветошникова, главным архитектором был назначен Василий Баженов, продолживший строительство вместе с А. Н. Акутиным.

Проект Адмиралтейства от 1785 года был осуществлен частично, строительство требовало больших затрат и после восшествия на престол императора Павла I от идеи переноса Адмиралтейства из Санкт-Петербурга было решено отказаться. Тем не менее, строительные работы в Кронштадте медленно, но продолжались.

В 1827 году был завершен Обводный канал (его строительство велось с 1785 года).

До наших дней сохранилась большая часть построек Кронштадтского адмиралтейства. В состав существующего ансамбля, имеющего статус памятника архитектуры федерального значения, входят:

  • завод канатный (прядильный),
  • завод сухарный,
  • классы офицерские артиллерийские,
  • мастерские парусные (три корпуса),
  • провиантские магазины (семь корпусов),
  • сарай (склад) лесной,
  • сарай (магазин) пенькового канатного завода,
  • сарай (склад) угольный,
  • смольня канатного завода.

Вблизи расположены