Даты: 1875-1879 гг.

Автор(ы): архитектор Д.И. Гримм, Х.И. Грейфан

Архитектурный стиль: неорусский

Объект культурного наследия регионального (местного) значения

В настоящее время: действующий православный храм

Владимирская церковь возведена в 1875–1879 годах по проекту академика архитектуры, одного из создателей русского стиля – Давида Ивановича Гримма. Храм предназначался для удовлетворения нужд крепостного гарнизона и был построен на государственные средства. С 1730-х годов в этом месте последовательно располагалось несколько деревянных церквей, освященных в честь Владимирской иконы Божией Матери. Фасады существующего каменного храма задуманы как традиционная церковь в русском стиле, однако его внутренняя планировка копирует базилики раннехристианских церквей.

Деревянные церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери

Первый деревянный храм Владимирской иконы Божией Матери для Кронштадтского гарнизонного полка возведён в 1730–1735 годах. В 1753 году вместо прежнего храма на углу Владимирской и Михайловской улиц, был устроен новый. К 1798 году эта церковь находилась уже в ветхом состоянии и в 1801 году была сломана. На её месте была возведена такая же деревянная церковь, рассчитанная на 500 человек. Храм строился на средства, собранные Кронштадтским гарнизонным полком и другими командами сухопутного ведомства. Одновременно с востока, за алтарём церкви была выстроена и часовня. В 1825 году для священнослужителей (причта) Владимирской церкви был построен деревянный двухэтажный дом.

В 1836 году храм, до этого состоявший в ведении Адмиралтейств-коллегии, в связи с реорганизацией последней, был передан на баланс военного ведомства.

В ночь на 10 (22 по новому стилю) июля 1826 года в пожаре погибла часовня, а в 1874 году, в ночь на 21 октября (2 ноября по новому стилю), сгорел деревянный храм. На его месте была построена временная деревянная церковь, впоследствии, в связи с окончанием строительства каменного храма, она была разобрана.

Материал разобранного храма был использован при строительства Мариинского приюта для вдов и сирот военно-морского духовенства.

Постройка существующего храма Владимирской иконы Божией Матери

К середине 19 века размеры деревянной церкви стали недостаточными, чтобы удовлетворять нуждам крепостного гарнизона, состоявшего из 4500 нижних чинов. Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал Казакевич подал прошение о строительстве каменного собора, и получил высочайшее разрешение в самом конце 1872 года. Для постройки храма Инженерным ведомством у купца Ильина был приобретён соседний с церковным участок, выходящий на Николаевский проспект (ныне проспект Ленина) и Владимирскую улицу[1].

Торжественная закладка нового храма состоялась 8 мая 1875 года. Проект церкви разработал академик архитектуры Давид Иванович Гримм (1823—1898), один из создателей русского стиля. Руководил постройкой академик архитектуры Христиан Иванович Грейфан (1825—1906). Основной объем здания возвели к 1879 году[2], а внутренняя и внешняя отделка была завершена в 1882 году[3]. Роспись церкви осуществлялась по эскизам Е.В. Годуна.

Храм возведён на государственные средства, общая сумма затраченная на его постройку составила 205909 рублей[4].

Освящение церкви главным священником армии и флота протоиереем Петром Покровским состоялось 24 февраля (7 марта по новому стилю) 1880 года.

  • 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1888 года был освящён нижний придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
  • 9 (22 по новому стилю) ноября 1908 года епископ Гдовский Кирилл освятил правый придел верхнего храма во имя блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского.
  • Придел Казанской иконы Божией Матери освящён в 1919 году.

Приказом по Военному ведомству от 7 (20 по новому стилю) сентября 1902 года гарнизонная церковь получила статус собора.

Советский период

В 1931 году Владимирский крепостной собор был закрыт и переоборудован под склад. В период Великой Отечественной войны бывшее церковное здание получило серьёзные повреждение и впоследствии было принято решение о его снесе. В 1950-х годах здание несколько раз пытались взорвать, но работы эти было решено прекратить, поскольку они вызвали появление трещин в соседних домах. В результате взрывных работ были разрушены алтарь, паперть и колокольня. Существовали проекты размещения здесь бассейна или конюшен, но они не были реализованы, бывшее здание церкви не использовалось и пустовало.

Современный период

В 1990 году здание передали Русской православной церкви. Были проведены консервационные работы, а службы проводились во временной церкви Всех святых. В 1999 году начались службы в нижнем храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В 2000–2001 годах была перебрана кирпичная кладка, произведена расчистка и штукатурка фасадов, воссозданы главки куполов из оцинкованной стали. Позже были воссозданы орнаменты на потолке и стенах храма, отреставрированы семь фигурных композиций, таким образом храму был возвращён его первоначальный облик.

В своё время главной святыней собора был список Владимирской иконы Божией Матери, написанный в 1703 году[5] по указанию Петра I специально для Кронштадта. Образ был исполнен маслом на металле и украшен позолоченной медью. В 1735 году для иконы были устроены бронзовый киот и сребро-вызолоченная риза с венцом и разноцветными камнями. На иконе была надпись: «Сей образ написан ЗCI года мая 29 дня, оклад сделан 1735 года февраля 20-го дня». Образ располагался по правую сторону Царских врат. В 1931 году икона была изъята, её судьба неизвестна. В церкви также хранились знамёна различных воинских частей.

Часовня Собора Владимирской Иконы Божией Матери

На углу проспекта Ленина (Николаевского проспекта) и Владимирской улицы в 1875–1879 годах на средства новгородского купца Василия Васильевича Епишкина была выстроена каменная часовня, которая действует и в настоящее время.

Рядом с часовней находилась могила протоиерея Василия Салтыкова, над которой в июле 1898 года был установлен памятник из серого мрамора, обнесённый железной оградой.

Архитектура

Владимирский крепостной собор является примером русского стиля, памятником архитектуры в составе ансамбля под названием «Комплекс построек Владимирского собора с часовней, домом церковнослужителей, службой, садом и оградой». Храм рассчитан на 3000 человек, а высота его колокольни составляет 50 метров.

Если фасады храма задуманы как традиционная церковь в русском стиле архитектуры 17 века, то планировка его помещений копирует базилики раннехристианских церквей, она схожа с внутренним планом церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в 5 веке в Равене. Потолок Владимирского собора выполнен с использование кессонов, что также придаёт сходство с римским стилем.

Вблизи расположены