Это центральное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия, построенное с использованием элементов неоготики в 1826—1829 годах для семейства императора Николай I по проекту шотландского архитектора Адама Адамовича Менеласа. Коттедж по-английски — «сельский домик», «мыза» или «дача». Дворец «Коттедж» был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны.
Строительство Коттеджа началось по указанию императора Николая Павловича Романова (Николая I) в 1826 году (в год его вступления на престол) на месте развалин усадьбы Александра Даниловича Меншикова «Монкураж». Возведение дворца и планировку окружающего парка поручили архитектору Адаму Адамовичу Менеласу (1753—1831). Через три года, в 1829 году, дворец был закончен.
В 1839 году французский писатель и путешественник маркиз де Кюстин (1790—1857) оставил достаточно подробное описание резиденции, которую в виде особой милости ему показывал лично цесаревич Александр. «Жизнь в петергофском дворце для меня невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной позолоты, я выпросила у государя эту скромную обитель, — рассказывала гостю императрица Александра Фёдоровна. — Никогда я не была так счастлива, как здесь. Но коттедж уже становится слишком велик для нас: одна из моих дочерей вышла замуж, а сыновья учатся в Петербурге» — из книги «Россия в 1839 году» (фр. La Russie en 1839).
В 1841—1842 годах по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802—1865) к восточному фасаду Коттеджа была пристроена Столовая с Мраморной террасой, соединенная со старой частью стрельчатой аркадой. Внутренняя отделка новой столовой также выполнена в неоготическом стиле, стены украшают картины Т.А. Неффа, П.Н. Орлова, И.К. Айвазовского, С.М. Воробьева, Т. Гюдена.
В 1844 году в нише стены северного фасада здания была помещена скульптура И.П. Витали «Мадонна с младенцем».
Советский период и современность
После Октябрьской революции во дворце «Коттедж» был открыт историко-художественный музей. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить большое количество экскурсий, знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти 19 века.
Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980), а в самом здании, во время оккупации, размещался медицинский пункт немецко-фашистских войск. В результате погибла значительная часть мебели, пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен. Само здание получило небольшие повреждения.
Реставрация Коттеджа была начата в 1960-е годы и проводилась научно-производственным объединением «Реставратор» под руководством архитектора Ирины Николаевны Бенуа. Реставрационные работы завершились в 1978 году, а в 1979 году дворец Коттедж был вновь открыт для посетителей.
Дворец Коттедж можно увидеть в кинофильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Король шантажа» 1980 года, где он показан как дом Милвертона.
В настоящее время дворец «Коттедж» находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Архитектура
Архитектура дворца «Коттедж» выдержана в так называемом «готическом» стиле. Его прообразом были английские загородные дома, получившие распространение в Европе в 1-й половине 19 века. Здание представляет собой компактное двухэтажное здание с мансардой и простой планировкой.
Все фасады здания имеют трехчастное деление и украшены конструктивными и декоративными деталями из литого чугуна (аркады с цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас, гербы и другие элементы), отлитыми на Александровском литейном заводе в Петербурге по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина. По их же моделям выполнен лепной декор потолков в виде готических решёток, арок, кронштейнов. Декоративной росписью интерьеров занимались Д.-Б. Скотти и художник В. Додонов.
На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии — щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Романтический рыцарский герб был придуман поэтом В.А. Жуковским. Этот герб можно найти на всех главных постройках «Александрии».
Интерьер
Центром планировки дворца является чугунная лестница. На первом этаже дворца находились комнаты Александры Федоровны: Прихожая, Камер-юнгферская, Туалетная, Опочивальня, Кабинет, Гостиная, Библиотека, Приемная, Малая приемная, столовый зал с буфетом. На втором этаже: кабинет Николая I, комнаты детей, ванная и два крытых балкона. В мансардном этаже: Морской кабинет с балконом, гардеробные и комнаты персонала.
Наиболее интересные и богато оформленные комнаты находятся на первом этаже. Интерьер комнат второго этажа, за исключением кабинета Николая I, более сдержан, а сами они невелики. Некоторые помещения Коттеджа были переоформлены позже под руководством архитектора Р. Мельцера в стиле модерн.
Важным элементом архитектурно-художественного декора интерьеров является деревянная резьба, выполненная В. Захаровым. Элементы мраморной отделки были изготовлены в мастерской скульптора П. Трискорни. Паркеты были исполнены А. Тарасовым и М. Знаменским. Мебельные гарнитуры изготовили по рисункам архитектора Менеласа в мастерской придворного мебельщика Г. Гамбса. Готический орнамент повторяется в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле. Специально для Коттеджа на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах были изготовлены сервизы.
- Александрия в Петергофе. Сост. А.Шеманский. Ленинград, 1941.
- Петродворец: Дворцы-музеи и парки. Я.И. Шурыгин, В.И. Сладкевич, Е.В. Григорьева.Ленинград, 1950.
- Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. А.Г. Раскин. Ленинград: Лениздат, 1984.