Даты: 1786 г., 1807 г.

Автор(ы): архитектор Ч. Камерон, скульптор И. П. Мартос

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав комплекса:
Павловский парк
1777 г., кон. 18 - нач.19 вв.

Павильон-памятник, замыкающий перспективу одной из 12-ти дорожек, возведен в 1786 году архитектором Ч. Камероном. Изначально это был павильон памяти сестры Марии Федоровны - Фредерики. Но в течении нескольких лет умирают еще несколько родственников императрицы: ее сестра Елизавета, брат герцог Карл, ее отец герцог Вюртембергский Фридрих Евгений, а затем и ее мать, герцогиня Фредерика-София-Доротея. И в 1807 году русскому скульптору И. П. Мартосу была заказана мраморная скульптурная композиция и сооружение превращается в «Памятник любезным родителям».

Если в первые пять-шесть лет после основания Павловска строительство в парке ограничивалось районом, расположенным вблизи дворца, то затем оно стало вестись и в отдаленных местах. В 1786 году в этом уголке, по проекту архитектор Чарлза Камерона появился небольшой павильон, который позднее получил наименование «Памятник любезным родителям».

Первоначально он задумывался как памятник Фредерике, рано умершей сестре Марии Федоровны, однако позднее, после того как скончались отец и мать императрицы - в конце 1790-х годов, она решила превратить его в общий мемориал ушедшим из жизни родным.

Ч. Камерон решил памятник в форму прямоугольной эдикулы, открытой ниши, не рассчитанной на круговое восприятие. Чтобы по достоинству оценить благородную простоту павильона, окруженного густыми деревьями, посетитель должен был попасть сюда по извилистой Философской дорожке со стороны Тройной липовой аллеи. Колонны и пилястры из розового мрамора по сторонам полукруглой ниши чуть смягчают строгость его облика.

Спустя два десятилетия после сооружения павильона, в 1807 году, известный русский скульптор, творец памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и многих других великолепных скульптурных произведений - Иван Петрович Мартос украсил его чудесной скульптурной композицией.

Центральную часть композиции, решенную в виде гранитной пирамиды, украшает медальон с рельефными портретами герцога и герцогини Вюртембергских, родителей Марии Федоровны. Рядом женская фигура, склонившаяся в глубокой печали, с простертыми руками, словно припав в изнеможении к камню, и ангел с крыльями срывающий покрывало с погребальных урн.

Скульптурный рельеф нижней части композиции, аллегорически трактующий темы любви и верности, расчленен Мартосом на три части: боковые соотнесены с фигурами ангела и скорбящей женщины, расположенными над ними, а средняя - с пьедесталом, несущим погребальные урны. Сюжет центрального рельефа рукопожатие супругов, нашедших друг друга в ином мире, как утверждение веры в грядущую встречу и новое соединение любящих.

Вблизи расположены